Найти тему
Христианские мысли

Почему радостной является весть именно о Царстве?

Источник фото: яндекс-картинки
Источник фото: яндекс-картинки

"И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия" (Евангелие от Матфея 4:23)

См. также Евангелие от Луки 17:21.

Обычно под Евангелием (в переводе с греческого – «радостная весть») понимается весть об искупительной смерти и воскресении Иисуса Христа, и это, безусловно, так (1Кор.15:1-4).

Однако, Сам Иисус в период Своего земного служения проповедовал Радостную весть в несколько иной формулировке, а именно – Радостную весть о Царстве Божием.

Конечно, нам гораздо проще понимать смысл тех или иных слов Христа, имея перед глазами Библию целиком, включая полное изложение Евангелий и последующих деяний и посланий апостолов. Из Библии мы сегодня можем увидеть смысловую взаимосвязь между вестью о Царстве и вестью об искуплении во Христе.

Однако, у первых слушателей Христа не было под руками книги с Евангелиями и посланиями апостолов, не было возможности сопоставить весть о Царстве с вестью об искуплении. Следовательно, произнося слова о Царстве, Христос рассчитывал на то понимание, которое должно было сложиться у слушателей на основе уже имеющихся у них представлений, с учётом Его собственных дополнительных разъяснений.

Что же должны были понять о Евангелии первые слушатели Христа, слыша слова о Царстве?

Слова о близком приходе «царства» ассоциировались у них в первую очередь с восстановлением политической независимости, так как жизнь евреев под гнётом римских оккупантов была очень тяжёлой. Однако, Иисус явно не был политическим лидером и возглавлять восстание против римлян не собирался.

Если же Царство Божие не означает политических изменений, то возникает вопрос: почему весть об этом Царстве должна была вызвать радость?

С точки зрения Ветхого Завета, с которым были знакомы первые слушатели Христа, Царство Божие ассоциируется также с миром, справедливостью и безопасностью. Очевидно, именно эти черты Божьего Царства должны были привлечь слушателей, вызвать у них радость.

Например, пророк Исайя писал: "И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Ис.2:2-4).

Далее пророк Исайя продолжил ту же мысль: "Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. (Ис.11:4-8).

При этом для современного читателя важно отметить, что само понятие «Царство» не совместимо ни с демократией, ни с гражданскими свободами, ни с другими подобными идеалами современного общества. Царство времён пророка Исайи – это безусловное, единоличное и полновластное правление царя, любое противление которому немедленно подавляется.

Если эти представления совместить с утверждением Иисуса о том, что «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21), то получается, что Царство Божие – это такое внутреннее состояние самого человека, при котором Бог воспринимается человеком как безусловный, единоличный и полновластный Царь, перед Которым у человека нет каких-либо свобод и демократии.

Именно такое состояние человека приносит его душе радость, мир и безопасность от греха. Весть о таком Царстве – воистину Радостная весть!