- Пока театральная жизнь не восстановилась в прежних объёмах, хочу вспомнить некоторые легендарные спектакли московских театров. Начну с «Практики» - в своё время лидера театрального процесса, задавшего высокий стандарт в работе с современной драматургией.
- "Бабушки" - спектакль-прощание, спектакль-плач. Ещё несколько лет, и эта Россия уйдёт от нас совсем. Навсегда.
Пока театральная жизнь не восстановилась в прежних объёмах, хочу вспомнить некоторые легендарные спектакли московских театров. Начну с «Практики» - в своё время лидера театрального процесса, задавшего высокий стандарт в работе с современной драматургией.
Премьера спектакля «Бабушки» прошла в сентябре 2011 года. Составитель текста и режиссёр – Светлана Землякова. В основе спектакля — книга «Русская деревня в рассказах её жителей» под редакцией Леонида Касаткина. При создании использовались аудио и видеоматериалы, собранные сотрудниками Института Русского языка им. В.В.Виноградова Российской академии наук.
По словам режиссёра, поначалу она хотела поставить со своими студентками спектакль по роману одного красноярского писателя.
«По ходу дела стали рождаться зарисовки. Но документальных материалов оказалось слишком много, и для романа не осталось места. Начали делать новый спектакль и опоздали: девушки закончили учебу. Но сама идея осталась. И мы доделали спектакль уже после выпуска. После этого стали думать, кому его предложить. Пошли в «Практику» к Боякову. Тот, к нашему удивлению, с радостью согласился».
"Бабушки" - очень простой спектакль. Очень бесхитростный. Мудрый - настолько, что доверяет зрителю, который поначалу может принять всю эту историю с молодыми актрисами, играющими деревенских старух за очередной прикол. Городские жители начинают жалеть деревенских - тема даже ещё не советских, а разночинско-демократических времён царской России. При этом со-страдальцам совершенно нет необходимости соприкасаться с жизнью тех самых несчастных и вместе с тем комичных своим непониманием собственной убогости персонажей. Такой вот интеллигентский зуд гражданственности, обострённый желанием похихикать, свойственным невротикам-горожанам.
Слава Богу, ничего подобного в "Бабушках" нет. Шесть актрис не имитируют пожилых женщин - это настоящее соединение с характером, с образом, с биографией и средой. Точность интонаций, распевность речи - как говорит одна из актрис, "мы просто проводники". Выпускницы мастерской Олега Кудряшова работают слаженно и тонко, филигранно, открывая в себе какие-то новые каналы, связывающие человека на сцене с реальностью. Особенно прекрасны Инна Сухорецкая и Надежда Лумпова - трогательные, чистые, несломленные судьбой.
"Бабушки" - спектакль-прощание, спектакль-плач. Ещё несколько лет, и эта Россия уйдёт от нас совсем. Навсегда.
Она уже почти вся стала тенью, записанным на диктофон голосом, стала выцветшей фотографией, которая выпала из книги, увезённой много лет назад из дома наших стариков. Это ещё не кладбище, но уже тропинка к нему.
В "Бабушках" есть лишние слова и жесты - меня очень смущал очкарик-интервьюер, который вдруг начинал рефлексировать по поводу услышанного-увиденного. Но спустя какое-то время понимаешь, что эти вроде бы косяки режиссуры - на самом деле, видимые опоры, помогающие держаться всей конструкции спектакля, как иногда приходится подпирать покосившуюся избу. Без них невозможно было бы почувствовать пропасть, разделяющую бабушек и внуков, людей целостных, незамутнённых - и людей внутренне расколотых, падких на соблазны, людей внешних, людей представления, а не переживания. Бабушки знали, наверное, меньше нас, но понимали мир гораздо глубже и доверчивей.
Все годы, прошедшие со времени премьеры, «Бабушки» оставались одним из программных спектаклей "Практики". Это прямое и недвусмысленное высказывание. Вероятно, достаточно наивное на фоне спектаклей открыто идеологических или изощрённо-технических. Но для меня гораздо более важное и содержательное.