Найти в Дзене
По Праву

О "приоритете" национального законодательства РФ

Действующая редакция ст. 79: «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации».
Изменение: «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации».
Первоначально хочу отметить, что ратифицированные (утвержденные высшим государственным органом) международные договоры являются составной частью правовой системы РФ, в т.ч. они имеют приоритет над национальным законодательством (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Следовательно, возникает ряд вопросов:
Насколько мне известно, существует Венская конвенция 1969 года «О праве международных договор
Оглавление

Действующая редакция ст. 79:

«Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации».

Изменение:

«Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации».

Первоначально хочу отметить, что ратифицированные (утвержденные высшим государственным органом) международные договоры являются составной частью правовой системы РФ, в т.ч. они имеют приоритет над национальным законодательством (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Следовательно, возникает ряд вопросов:

  • Какие критерии будут разработаны для выявления «противоречий» в истолковании?
  • Что делать в случае, если в самом международном договоре есть условие, согласно которому требуется безоговорочное принятие «истолкования» положений конкретным субъектом (межгосударственным органом)?

Насколько мне известно, существует Венская конвенция 1969 года «О праве международных договоров», которая позволяет государствам при принятии, подписании, ратификации или утверждении договора прописать оговорку (условие, которое позволяет отказаться или ограничить применение положения договора).

  • Может стоит поднять вопрос, связанный с методикой анализа и с самим анализом международных договоров и формулированием оговорок?

Теперь рассмотрим СУТЬ нововведения.

В нем речь идет о «межгосударственных органах», а также о возможности неисполнения принятых ими «решений, основанных на истолковании положений международных договоров».

Как нетрудно догадаться, органом, устанавливающим «противоречия», будет Конституционный Суд РФ.

Но ведь сама логика создания «межгосударственных органов», разрешающих споры между государствами, заключается в том, чтобы рассмотрение спора было наиболее объективным и осуществлялось незаинтересованным субъектом.

То есть если раньше можно было искать справедливость после прохождения всех национальных инстанций, то теперь решения Конституционного суда будут нести характер истины в последней инстанции (т.к. любое решение ЕСПЧ, скорее всего, не будет реализовано).

Итог:


С одной стороны, эта поправка позволит РФ не исполнять решения межгосударственных органов, а с другой стороны, она отразится на исполнении решений, принятых в интересах РФ.