Многое изменилось со времени пандемии гриппа 1918 года, однако наши ответные меры на КОВИД-19 по-прежнему должны опираться на многие уроки столетней давности.
Источник заболевания гриппом оставался загадкой для ученых, поскольку частицы вируса были слишком малы и малопонятны для оптических микроскопов, доступных в 1918 году.
Подпитываемая перевозкой солдат на последних этапах Первой мировой войны, вспышка быстро распространилась по всему миру тремя различными волнами, заразив до трети населения Земли и убив, по оценкам, от 50 до 100 миллионов человек. Инфекции осложнялись высоким уровнем бактериальной пневмонии, и пандемия характеризовалась исключительно высоким уровнем смертности среди молодых людей в возрасте от 20 до 40 лет. К тому времени, когда пандемия закончилась в 1920 году, это была самая страшная вспышка острого инфекционного заболевания в современной истории и самое большое событие смертности в мире со времен Черной Смерти – пандемии 14-го века, вызванной чумой.
Когда в марте 1918 года молодые, здоровые солдаты начали десятками болеть, военные врачи были озадачены тем, что могло быть причиной этого. Кредит: Национальное управление архивов и документации
Пандемия 1918 года оказала глубокое воздействие на жизнь в Соединенных Штатах. В октябре 1918 года от этой вспышки погибло около 195 000 американцев. К тому времени, когда она закончилась, более 600 000 человек погибли, а тысячи детей остались сиротами. Положение было настолько тяжелым, что многие города, включая Бостон, Ричмонд, Сент-Луис и другие, ввели карантин и меры социальной изоляции. В Сан-Франциско и Сиэтле были приняты законы, заставляющие людей носить маски, закрывающие рот и нос, когда они находятся на публике. Комиссар Общественного здравоохранения Чикаго приказал полиции арестовывать всех, кто чихает, не прикрывая лица на людях.
Эти ужасы усугублялись рядом факторов. Многие врачи и медсестры были завербованы в Вооруженные силы, чтобы помочь в усилиях по победе в Первой мировой войне, оставив истощенную рабочую силу здравоохранения. Вспышка вызвала реакцию нативистов и стигматизацию некоторых этнических групп – например, антиитальянские настроения в Денвере,-что ограничило эффективность усилий по сдерживанию вспышки. Существовали также ограничения на коммуникацию и поток информации. Президент Вудро Вильсон создал Комитет по общественной информации, когда Соединенные Штаты вступили в Первую Мировую Войну, и по настоянию Вильсона конгресс принял закон о подстрекательстве к мятежу в 1918 году, который допускал до 20 лет тюремного заключения за критику правительства или распространение информации, которая могла помешать производству материалов, необходимых для военных усилий. С этой целью правительство печатало материалы, призывающие людей сообщать обо всех, “кто распространяет пессимистические истории...кричит о мире или умаляет наши усилия выиграть войну” в Министерство юстиции. Это значительно ограничивало коммуникацию и задерживало реакцию общественного здравоохранения на возникающий кризис здравоохранения [1]. Например, газеты в Вашингтоне, округ Колумбия, начали сообщать о вспышке болезни только в последнюю неделю августа – через несколько месяцев после ее начала.
С 1918 года многое изменилось к лучшему. Во-первых, после того как доктор Ричард Шоуп выделил вирус гриппа в своей лаборатории в 1931 году, мы теперь знаем, что грипп вызывается вирусом. Нам больше не нужно полагаться исключительно на немедикаментозные вмешательства в ответ на пандемии гриппа, потому что мы развили и усовершенствовали нашу способность создавать и производить безопасные и эффективные вакцины. Сэр Александр Флеминг открыл пенициллин в 1928 году, который открыл дверь для разработки антибиотиков, которые могут помочь лечить осложнения от гриппа, такие как пневмония. В настоящее время существует целая область дипломатии, посвященная здравоохранению и реагированию на глобальные угрозы, создаваемые инфекционными заболеваниями. И мы больше не называем пандемии по географическим местам, людям, животным или культурным ссылкам, пытаясь избежать стигматизации.
Однако с 1918 года произошли и такие изменения, которые осложняют борьбу с пандемиями. Растущий объем фактических данных свидетельствует о том, что пандемии могут возникать чаще из—за изменений в землепользовании, эксплуатации природной среды и демографических тенденций, таких как урбанизация, - все это повышает риск вспышек инфекционных заболеваний. Сегодняшнее общество также, несомненно, более глобализировано, чем общество 1918 года. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения, наш мир настолько взаимосвязан, что патоген может распространиться по всему миру за 36 часов. Моделирование показывает, что если бы сегодня произошла очень заразная и смертельная пандемия, подобная гриппу 1918 года, то примерно 33 миллиона человек могли бы умереть за 6 месяцев.
В настоящее время мы находимся в эпицентре очередной пандемии. В декабре 2019 года новый вирус появился в Китае и быстро распространился по всей стране и миру, вызвав заболевание под названием COVID-19, которое расшифровывается как коронавирусная болезнь 2019 года. Подобно гриппу 1918 года, COVID-19 является респираторным заболеванием, и пневмония может быть осложнением. Он возник в период, характеризующийся ростом националистических настроений и изоляционизма, и в котором роль средств массовой информации находится в центре внимания. Распространение этой болезни подпитывается перевозкой людей по всему миру. И хотя в настоящее время мы точно не знаем, насколько заразен или смертельно опасен КОВИД-19, поскольку мы еще не знаем истинного числа инфицированных, оценки, основанные на имеющихся данных, предполагают, что он может соперничать с гриппом 1918 года.
В октябре 1918 года Государственная служба здравоохранения США выпустила эту брошюру в рамках кампании по просвещению населения, направленной на замедление прогрессирования болезни. Кредит: Библиотека Конгресса, отдел редких книг и специальных коллекций
В отсутствие фармацевтических методов лечения и терапии COVID-19 реакция на вирус в значительной степени зависела от немедикаментозных вмешательств и поддерживающего лечения, как и реакция на грипп 1918 года. Аналогичным образом, реакция на COVID-19 также стала свидетелем осуществления драматических мер социальной дистанцированности в городах, принятия новой политики, направленной на сдерживание распространения болезней и стигматизации людей и культуры, которые препятствуют ответным мерам общественного здравоохранения.
Пандемия гриппа 1918 года была пандемией во всех смыслах этого слова-глобальной и затронувшей всех людей, от бедных фабричных рабочих до мировых лидеров, таких как президент Вильсон. Однако, несмотря на все ужасы, которые принесла с собой пандемия гриппа 1918 года, вспышка в конечном итоге закончилась и дала возможность учиться и готовиться к будущим пандемиям. В то время как наша нынешняя ситуация пугает, КОВИД-19 можно контролировать с помощью вмешательств в области общественного здравоохранения, так же как в конечном итоге была сдержана пандемия гриппа. Многовековые уроки очевидны: мы должны действовать быстро, целенаправленно и осуществлять одновременно несколько мероприятий, чтобы обуздать распространение болезней.