Найти в Дзене
ПСИХОЛОГ и 7 Я

Как воспитывать ребенка, не понижая его самооценку

О важности формирования здоровой самооценки в детском возрасте я уже ранее писала в этой статье. Воспитание ребенка включает в себя как одобрение его действий и похвалу, так и порицание. Как направлять ребенка, не унижая его как личность, не оскорбляя его чувства? Как воспитывать ребенка, не понижая его самооценку? Здоровый метод указания ребенку верного направления действий довольно прост и составляет всего четыре пункта: 1. Необходимо спокойным голосом озвучить ребенку его поведение как факт, например: грязная посуда еще в раковине; кровать до сих пор не заправлена; классный руководитель сообщила о твоих регулярных прогулах уроков математики. 2. Просто и четко обоснуйте необходимость изменения такого поведения, например: я устала; я беспокоюсь, когда ты не возвращаешься домой вовремя; тренер каждый раз задерживает занятие, надеясь, что ты придешь. 3. Выразите ребенку сочувствие и/или понимание его поведения: я вижу, что ты обижен; я понимаю, что в прошлый раз учительница несправедл
О формировании здоровой самооценки у детей на канале ПСИХОЛОГ и 7 Я
О формировании здоровой самооценки у детей на канале ПСИХОЛОГ и 7 Я

О важности формирования здоровой самооценки в детском возрасте я уже ранее писала в этой статье.

Воспитание ребенка включает в себя как одобрение его действий и похвалу, так и порицание. Как направлять ребенка, не унижая его как личность, не оскорбляя его чувства? Как воспитывать ребенка, не понижая его самооценку?

Здоровый метод указания ребенку верного направления действий довольно прост и составляет всего четыре пункта:

1. Необходимо спокойным голосом озвучить ребенку его поведение как факт, например: грязная посуда еще в раковине; кровать до сих пор не заправлена; классный руководитель сообщила о твоих регулярных прогулах уроков математики.

2. Просто и четко обоснуйте необходимость изменения такого поведения, например: я устала; я беспокоюсь, когда ты не возвращаешься домой вовремя; тренер каждый раз задерживает занятие, надеясь, что ты придешь.

3. Выразите ребенку сочувствие и/или понимание его поведения: я вижу, что ты обижен; я понимаю, что в прошлый раз учительница несправедливо занизила оценку; я уверена, что ты хотела сделать, как лучше; наверное, ты чувствовал, что на тебя давят.

4. Скажите конкретно и коротко, как ребенок должен поступить, например: не бери эти вещи без моего разрешения; помоги мне, пожалуйста; я жду тебя дома не позднее 20:00.

Примеры формирования здоровой и нездоровой самооценки у ребенка

нет:

Почему у тебя в комнате все раскидано? Ты настоящая свинья! (негативный ярлык)

да:

У тебя большая комната, но повсюду книги, одежда, игрушки вперемешку... (описание поведения) Когда в комнате будет порядок, места поиграть будет достаточно. И уроки будет легче делать, когда все учебники и тетради под рукой. (причина для изменения поведения) Может, у тебя плохое настроение? (сочувствие) Давай ты попьшь чай с конфетами и посмотришь одну серию "Смешариков", а потом быстро наведешь порядок. (ожидаемые действия)

-2

нет:

Отстань от меня! Ты можешь хоть немного поиграть одна? (отвержение)

да:

Ты ходишь за мной по всей квартире (описание поведения), но мне надо приготовить ужин. (причина для изменения поведения) Я помню, что обещала поиграть с тобой в прятки. (признание чувств) Сейчас ты поиграешь сама, а после ужина мы вместе поиграем в прятки. (ожидаемые действия) Кто первый будет прятаться?

-3

нет:

Прекрати немедленно, хулиган! (негативный ярлык)

да:

Ты толкнул сестру (описание поведения), ей больно, и она чуть не упала. (причина для изменения поведения) Я понимаю, что ты сердишься, когда она берет твои машинки (признание чувств), но толкаться и драться нельзя (ожидаемые действия).

-4

нет:

Ты успокоишься когда-нибудь? Давай, продолжай, скоро опять в травматологию поедем! (угроза)

да:

Ты так высоко прыгаешь на кровати (описание поведения), но она не предназначена для прыжков, внутри железные пружины, и прыгать небезопасно (причина для изменения поведения). Я знаю, как ты хочешь погулять и побегать во дворе (признание чувств). Через полчаса мы пойдем на улицу. Подумай, какие игрушки ты возьмешь с собой? Но на кровати больше никогда не прыгай. (ожидаемые действия)

Соблюдая эти четыре простых пункта в общении с ребенком, вы достигнете взаимопонимания гораздо быстрее, чем при помощи оскорблений, унижений и угроз. У ребенка не возникнет желания сопротивляться и воевать с вами. Позже, во взрослом возрасте, они будут помнить вашу поддержку и понимание, а не запреты, и будут уметь общаться с окружающими на языке взаимоуважения. О формировании самооценки у девочек я рассказывала в этой статье.