Найти тему

5 КИНОРЕЖИССЁРОВ-НЕУДАЧНИКОВ

Оглавление

Даже мастодонтов кинематографа нет-нет, да настигают неудачи. Однако есть такие режиссёры, которые, кажется, родились в понедельник, который был пятницей 13-го числа. В чём причины того, что их карьеры не задались - попробуем разобраться в сегодняшней статье.
Небольшой дисклеймер: представленные здесь режиссёры не обязательно являются плохими. Главный критерий попадания в этот список - неудачно сложившаяся профессиональная карьера.

Александр Аскольдов

Начнём мы с человека, судьба которого сама могла бы послужить материалом для художественного фильма. Вообще, включение его в данный список является небольшой натяжкой, но об этом чуть позже.
Итак, Александр Яковлевич Аскольдов родился в 1932 году. Детство он провёл в Киеве, где в кровавом 37-м году были арестованы его родители. Воспитала мальчика бабушка, и притом воспитала очень хорошо. Умный, образованный Александр Аскольдов окончил филфак, затем некоторое время работал чиновником в Министерстве культуры СССР и даже лично был знаком с министром Екатериной Фурцевой. Однако вскоре казённое место ему надоело, и в 1964-м, в возрасте 32-х лет, Аскольдов поступил на Высшие режиссёрские курсы. Уже через три года он поставит фильм, убивший его карьеру кинорежиссёра -
"Комиссар".
Лента была снята по мотивам рассказа писателя Василия Гроссмана "В городе Бердичеве" и повествовала о годах Гражданской Войны. Клавдия Вавилова (Нонна Мордюкова), красный комиссар, обнаруживает, что ждёт ребёнка. Временно её помещают в семью еврея-жестянщика Ефима Магазанника (Ролан Быков) и его жены Марии (Раиса Недашковская). На первый взгляд, сюжет вполне себе нормальный - несколько нетрадиционный для советского кино, но, в целом, совершенно не криминальный. Но это на первый взгляд...
Аскольдов в интервью 2004-го года говорил, что хотел сделать фильм о своей Родине и для своей Родины, о любви и других вечных ценностях. Задачи осквернения Революции и всего того, что с ней связано перед ним не стояло... свежо, как говорится предание, да верится с трудом. Фильм изобилует религиозной символикой, предаёт огласке так называемый события Холокоста, к которому советский кинематограф в те годы ещё не решался подходить с такой страстью и такой пугающей конкретностью. Также лента содержит ряд весьма крамольных с точки зрения советской риторики фраз и эпизодов (в частности, заявление о том, что Коммунистический интернационал построен на крови). Естественно, фильм был запрещён. Почти все его копии были уничтожены - лишь одну режиссёру удалось спасти. Вскоре он был уволен с киностудии и исключён из партии.
Смотря "Комиссара", я невольно задавался вопросом: как на такой фильм вообще выделили деньги? Ведь чиновники читали сценарий... они не могли не заметить всей той крамолы, которая в нём содержится. Для меня этот вопрос остался неразрешённым...

А "Комиссар" остался единственной художественной работой Александра Аскольдова. В середине 70-х он снял два документальных фильма о КАМАЗах, а в 80-е работал директором ГЦКЗ "Россия". Однако в 1987 году на Международном Московском Кинофестивале Аскольдову таки удалось показать свой фильм. Перестроечные веяния времени сработали на руку режиссёру... и тут понеслось!
Фильм, который совсем недавно клеймили за непригодность, теперь носили на руках почти все кинематографисты мира. Уже в следующем году Аскольдов получил приз за лучшую режиссуру на Гентском кинофестивале. Затем были Берлинале, премия ФИПРЕССИ, премия "Ника", гран-при международных кинофестивалей в Израиле, Франции, Португалии и США. Фильм удостоился торжественного показа в Конгрессе США, а Нонна Мордюкова была внесена в список лучших актрис ХХ-го века (Британская энциклопедия, раздел "Кто есть кто") именно за свою роль в "Комиссаре".
Фильму удалось снискать международную славу... однако на карьеру Аскольдова это никак не повлияло. Он так и остался режиссёром одного, пусть и хорошего, фильма.
Мне сложно судить, было ли то признание профессионализма Аскольдова или же политическая повестка. Однако же нельзя не признать, что это хороший фильм с отличными актёрами и правильным посылом: он полон человеколюбия... того, чего нам не хватает в наше неспокойное время.

Александр Серый

-2

Молодому поколению имя кинорежиссёра Александра Серого скажет мало... если вообще что-то скажет. Да и многие представители старшего поколения, выросшего ещё в советские годы, приписывают его самый известный фильм Георгию Данелии, что является... правдой наполовину.
Жизненный путь Александра Серого начался в 1927 году и в чём-то похож на путь Аскольдова. Он вырос в интеллигентной семье, получил образование инженера, и некоторое время работал по профессии, на заводе. В 1950-е Серый по зову сердца отправился на Высшие режиссёрские курсы, которые окончил в 1958-м. По распределению Серый попал на Мосфильм... и в том же году был осуждён на восемь лет: он приревновал свою девушку к некому архитектору. Мужчины подрались, и в результате этого инцидента тот самый архитектор остался инвалидом.
Четыре года спустя Серому удалось выйти по УДО, но жизнь его навсегда разделилась на "до" и "после".
Сразу после освобождения Серый снял два фильма, которые снискали сдержанный успех у публики. Ему практически не давали снимать самостоятельно - считали неблагонадёжным из-за уголовного прошлого. Третья картина, сценарий к которой написали драматург Виктория Токарева и кинорежиссёр Георгий Данелия (кстати, это он пробил кандидатуру Серого на пост режиссёра фильма), обещала стать той самой, прорывной и хитовой. Съёмки стартовали в 1970-м году. Однако в самом начале съёмок Александру Серому был поставлен страшный диагноз - лейкемия в вялотекущей форме, и съёмки
"Джентльменов удачи", той самой третьей картины, заканчивал её художественный руководитель, Георгий Данелия.

Серый впал в глубокую депрессию. И не только из-за болезни - снимать ему по-прежнему не давали. Перманентно находясь в таком состоянии, Серый прожил ещё 17 лет и с горем пополам снял два фильма, которые ныне уже мало кто помнит, а любят и того меньше -"Ты - мне, я - тебе" и "Берегите мужчин!". 16 октября 1987 года режиссёр Александр Серый, имя которого теперь упоминают разве что в связи с теми самыми "Джентльменами удачи", застрелился у себя дома - буквально за несколько дней до своего 60-летия.
Как и Александра Аскольдова, Серого нельзя назвать совсем уж неудачником, но согласитесь - всё могло бы сложится по-другому. И тут, по иронии судьбы, Серый-кинорежиссёр оказался немного удачливей Серого-человека.

Рустам Хамдамов

-3

Кинорежиссёра, сценариста и художника Рустама Хамдамова теперь считают едва ли не одним из самых великих авторских режиссёров мирового кино. Однако можно ли назвать его "кинорежиссёром" в полной мере?..
Рустам Хамдамов родился в Ташкенте. В 1969 году он окончил ВГИК (мастерская Григория Чухрая). В тот же год молодой человек с необычным творческим видением и красивым восточным именем снял свой дипломный фильм, который многие коллеги Хамдамова признают его лучшей работой в кино -
"В горах моё сердце", по рассказу Уильяма Сарояна.

Стильное, роскошное творение Хамдамова, стилизованное под немое кино начала ХХ века, не вышло в прокат. Уж слишком оно было необычно.
В дальнейшем Хамдамов весьма плодотворно работал
художником-постановщиком - в частности, на картине Андрея Кончаловского "Дворянское гнездо". Сам Кончаловский признавался, что при постановке "Гнезда" большое влияние на него оказал фильм Хамдамова.
Именно Андрей Кончаловский пригласил Хамдамова в свой следующий проект. Фильм
"Нечаянные радости" должен был стать посвящением актрисе немого кино Вере Холодной. Кончаловский совместно со сценаристом Геннадием Шпаликовым написал сценарий, и, получив 300 000 бюджета, призвали Хамдамова. Однако вскоре молодой режиссёр объявил, что сценарий ему не нравится и снимать он будет свою историю. Нужно ли говорить, что съёмки, ведшиеся на государственные деньги, вскоре свернули, а сценарий передали более благонадёжному труженику, а именно - Никите Михалкову, который снял по предложенному ему сценарию фильм "Раба любви".

От работы Хамдамова остались ныне только фрагменты. Именно их автор включил в свой первый законченный фильм "Анна Карамазофф", который вышел только в 1991 году (!). Правда, из-за разногласий режиссёра и продюсеров, картина так и не вышла в прокат, и ныне по Интернету гуляет лишь VHS-версия крайне гадкого качества. Судьба, однако...
Хамдамова чрезвычайно уважают его коллеги по всему миру, а также узкий круг
посвящённой интеллигенции. Однако простым любителям кино его имя вряд ли о чём-то может сказать. Возможно, потому, что к кино он относится как к холсту: захочу так напишу, захочу эдак. Но производство фильмов требует приложения сил множества людей, взаимного уважения и поддержки. Один человек никогда не вывезет этот воз на своих плечах. К сожалению, в том, что кинокарьера Рустама Хамдамова не задалась, отчасти виновато именно это обстоятельство: один в поле не воин. Да и что касается тем и творческого метода Хамдамова - тоже всё далеко неоднозначно. Посмотрите "В горах моё сердце" - это займёт буквально полчаса - и вам всё станет ясно.

Питоф

-4

Карьера французского кинематографиста Жана-Кристофа Комара, более известного как Питоф, началась в далёком 1978-м... с роли в порнофильме "Сексатзи". Не появляясь в кадре, в следующие восемь лет своей жизни Питоф не вылезал из порнобизнеса: писал сценарии и монтировал фильмы. Примерно с 1986-го Питоф занимался производством визуальных эффектов. Среди безусловных удач кинематографиста на этом поприще - "Пришельцы" (1993 г.), "Дочь д'Артаньяна" (1994 г.), "Чужой. Воскрешение" (1997 г.), "Жанна д'Арк" (1999 г.) и "Астерикс и Обеликс против Цезаря" (1999 г.).
К началу нового века Питоф уже был кавалером Ордена искусств и литературы, а также обладателем Гран-при на Каннского фестиваля за спецэффекты к фильму Мишеля Блана
"Коварство славы". Человек, имеющий такие престижные награды, а кроме того опыт монтажёра, сценариста, супервайзера спецэффектов и помощника режиссёра, не мог не мог не попробовать себя в качестве режиссёра-постановщика. И такой шанс вскоре представился.
Мистический триллер
"Видок" с Жераром Депардьё стал триумфальным режиссёрским дебютом Питофа. Пусть он и не очень хорошо выступил в прокате, зато получил признание критиков и целый мешок разных наград.
Питоф оказался на гребне волны успеха, его даже пригласили в Голливуд... и будь проклят тот день, когда он связался с проектом
"Женщина-кошка".

Странный, глупый и просто из рук вон дурной фильм, имеющий к комиксам DC такое же отношение, какое имеет памятник Рузвельту, недавно низвергнутый демонстрантами в США, к Новгородскому кремлю. Кино с треском провалилось в прокате, а также получило целых четыре анти-премии "Золотая Малина", в том числе и за худшую режиссёрскую работу. Путь в Голливуд пусть и не очень перспективному, но, безусловно, интересному французскому кинематографисту был заказан. Карьера Питофа-кинорежиссёра не сложилась: после "Женщины-кошки" он снял только один полнометражный фильм, третьесортный фэнтези совместного американо-румынского производства под пошловатым название "Огонь и Лёд: Хроники драконов", а также спродюсировал пару короткометражек. Велика ли потеря для мирового кино... кто его знает?

Стивен Норрингтон

-5

Похожая ситуация случилась в жизни британского режиссёра Стивена Норрингтона. Как и Питоф, он, имеющий профессию инженера, трудился мастером спецэффектов, в том числе над таким легендарным фильмом, как "Чужие" Джеймса Кэмерона. Режиссёрский дебют Норрингтона состоялся в 1994 году, с фильмом "Машина смерти". Фантастический фильм о роботе-убийце был средне оценён как критиками, так и зрителями, к тому же не стал кассовым хитом.
Шанс искупить вину Норрингтону представился совсем скоро - в 1998-м он снял экранизацию комиксов Marvel о чернокожем борце с нечистой силой. Боевик с налётом кровавого хоррора
"Блэйд" трижды окупил свой бюджет и очень понравился зрителям.
Через три года Норрингтон поставил малоизвестный нашему зрителю готический триллер
"В последний момент", также не похватавший целлулоидных звёзд с киношного неба.
Но затем наступил 2003 год, а вместе с ним - и грандиозный провал, материализованный в виде фантастического фильма
"Лига выдающихся джентльменов".

В основе сценария были графические романы мастодонтов жанра - Алана Мура и Кевина о'Нила, а в касте - отличные актёры, среди которых - и первый Джеймс Бонд, сэр Шон Коннери. Казалось бы, что могло пойти не так?
Я сам задаю себе тот же вопрос вот уже который год. Лично мне фильм в детстве очень и очень нравился, и я искренне недоумеваю - как такой нетривиальный и бодрый фантастический экшн мог провалиться. Полагаю, глупо обвинять его в неправдоподобии - на экране капитан Немо, Мина Харкер из "Дракулы", человек-невидимка и Том Сойер объединены в команду супергероев. Какая уж тут правдоподобность? В общем, объясните мне, почему фильм плох - с удовольствие послушаю ваше мнение и, быть может, даже соглашусь.
С горем пополам отбив свой бюджет, "Лига выдающихся джентльменов" утонула в ругани критиков и рядовых зрителей. На данный момент это последний фильм, поставленный Стивеном Норрингтоном. Ничего не могу сказать - обидно...

Вот такой вот вышел горестный список сегодня. Мне бы очень хотелось открыть в комментариях полемику. Действительно ли этим киноделам не повезло или же они просто недостаточно талантливы? Что послужило причиной провала тех или иных картин? На эти и другие вопросы мне хотелось бы получить у вас, уважаемые читатели, ответы. И, конечно, пишите, узнали ли вы для себя что-то новое из этой статьи.