1. Рассматривая исторические источники, необходимо в первую очередь упомянуть о материалах, на котором написаны источники и степень их сохранности.
Оба исторических источника написаны на иератическом папирусе.
Речения Ипусера - древнеегиперское литературное произведение, записанное на иератическом папирусе размером 378х18 см, содержащем 17 листов по 14 строк, который был обнаружен возле Мемфиса, в некрополе Саккара. Хранятся в настоящее время в Лейденском музее в Нидерландах. Текст памятника дошел до нас в единственной копии, которая датируется эпохой XIX династии.
Пророчество Неферти записано на лицевой стороне иератического папируса, до нас дошло в виде сравнительно поздней копии, датируемой 15 в. до н. э. Хранится в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга.
2. Изучением Данных источников занимались многие иностранные и отечественные исследователи-историки и египтологи. Над переводами работали А.Х. Гардинер, А. Эрман. Роль отечественных исследователей в истории изучения источников также значительна. И. С. Кацнельсон, Ф. Л. Мендельсон, Н. С. Петровский, М. А. Коростовцев, М. Э. Матье, В. В. Струве, - все они работали над переводами источников на русский язык.
3. Оба источника датируются эпохой Среднего царства (ок. сер. 18 в до н.э.). Однако, по поводу определения точной даты создания этих источников ходят споры. Речение Ипусера датируется по палеографическим признакам временем XIX династии. Существуют разные взгляды на время создания и историчность Речения Ипувера. Некоторые исследователи видят в «Речении Ипувера» рассказ о гибели Древнего царства и датируют произведение правлением последнего фараона VIII династии Нефериркара II. По другой точке зрения, описываемые события происходили в эпоху II Переходного периода, незадолго до гиксосского завоевания.
4. Авторами этих источников являются древнеегипетские мудрецы Ипусер (историческая личность, жившая в конце эпохи Среднего царства) и Неферти, от имени которого ведется повествование в его пророчествах. Имя писца Пропочества Неферти сохранилось не полностью — «Писец [Мех]…».
5. Текст «Речений Ипусера» состоит из 10-и частей описаний бедствий, введения и заключения. Введение дошло до нас в поврежденном виде. В сохранившейся части введения имеется описание будущих бедствий. После введения следует развернутое описание несчастий, которые охватят страну. Начало и конец текста утеряны, в середине также имеются повреждения.
В отличие от Пророчества Неферти, речения Ипусера имеют развернутый характер повествования с повторением одних и тех же жалоб. Пророчества Неферти, в свою очередь, значительно уступают речениям Ипусера в текстуальном объеме. Произведение условно делится три части: прозаическое введение (строки 1-19), пророчество о смутах и бедствиях (строки 20-57) и пророчество о воцарении царя-южанина, при котором несчастья прекратятся и восторжествует правда (строки 58-71).
6. Так как описанные в Речении Ипусера трагические события совпадают с датировкой одного из дух мощнейших извержений вулкана Санторин, то можно сделать вывод, что это приблизительно 1628г или 1380г до н.э. Также события, которые там обозначены, относятся к эпохе II Переходного периода, а значит, делаем вывод, что там описывается и период 1790-1550гг до н.э. Из-за плохой сохранности папируса и ошибок переписчика, текст сложен для перевода и интерпретации. В яркой, образной форме автор этого труда рассказывает опроисшедшем перевороте: «Земля перевернулась, подобно гончарному кругу. Разбойник стал владельцем богатств; богач превратился в грабителя... Сильные сердцем стали подобны птицам из-за страха».
Во втором же источнике, в Пророчестве Неферти, события повествования начинаются в период правления фараона Снофру (ок. 2543—2510 до н. э.) — первого фараона IV династии, отца Хеопса. Текст восходит к эпохе Среднего Царства, к XIX—XVIII векам до н. э. и мог появиться в правление Аменемхета I (XII династия) или после его смерти. Автор произведения намеренно удревняет его — переносит события в Древнее царство, чтобы придать большую силу воздействия. Также произведение могло утверждать легитимность XII династии, захватившей власть у Ментухотепов, фараонов XI династии, но художественное достоинство произведения превосходит его политическое значение.
7. Поднимая вопрос о достоверности исторических источников, следует отметить, что События, описываемые в них, на самом деле имеют место быть, так как они имеют достаточно подробное описание и привязку к определенному историческому периоду и династии. Однако, некоторые исследователи считают Речение Ипусера литературным произведением. Основная причина - стиль его написания.