Найти тему

Константин ТЮКАВКИН: «Мой путь в спорте был прямым»

Константин ТЮКАВКИН (в центре)
Константин ТЮКАВКИН (в центре)

Константин Николаевич ТЮКАВКИН, стоявший у зарождения министерства спорта в Хакасии, — личность в нашем регионе, и не только, широко известная, если не сказать легендарная. Он и сейчас, в свои восемьдесят с лишним лет, активно возглавляет ветеранское спортивное движение республики.

В 2020 году исполняется 40 лет началу строительства спортивного комплекса «Саяны», созданию известной в России одноименной команды по хоккею с мячом, а также празднику первого молока — Тун Пайраму. У истоков всех этих событий стоял Константин Тюкавкин.

Из Китая — в Хакасию

Он родился в созданном Японией на территории Маньчжурии государственном объединении Маньчжу-Ди-Го (1931 год), названном впоследствии «Маньчжурской империей» и возглавляемом японским ставленником — императором Пу И.

Отец Константина, Николай Николаевич Тюкавкин, после службы в армии вернулся домой в село Боронкондуй Читинской области, но в родном доме никого не застал. Когда ему сказали, что родители уехали в Китай, Николай бросился на поиски. Нашел он их в Хайларе. И там же встретил Зинаиду... Поженившись, они уехали в Харбин. В этом большом и шумном городе было много эмигрантов из России. Здесь в 1938 году и появился на свет Константин Тюкавкин.

С октября 1949 г. семья жила уже в так называемом красном (коммунистическом) Китае, где председателем ЦК КП КНР стал Мао Цзэдун. И лишь с апреля 1955 года для семьи Тюкавкиных началась новая жизнь — на своей Родине, в СССР, конкретно — в Хакасии…

Наступала хрущевская оттепель. Никита Сергеевич Хрущев взялся за освоение целинных земель в Сибири и Казахстане, где нужны были рабочие руки. Так у русских эмигрантов, живущих в Китае, и появилась возможность вернуться в Россию.

— Еще в начале 1954 года мы узнали о принятом обоюдно правительствами СССР и КНР постановлении о переезде русских в Советский Союз, — говорит Константин Николаевич. — Этого требовала возросшая потребность в трудовых ресурсах. Она и дала новый импульс возвращению русских на Родину.

Многие жители поселка, сдав китайцам за бесценок скот и имущество, нажитое в течение многих лет, были явно расстроены. Они будто в очередной раз оказались раскулаченными, снова став бедными пролетариями и беззащитными людьми. Но такая участь постигла не всех. С нашей семьей такого, слава богу, не случилось. В один из теплых весенних дней 1955 года я поехал посмотреть ближайшие окрестности поселка. Это был мой последний выезд на природу перед дальней дорогой.

Долгожданное для семьи Тюкавкиных свершилось. Китай остался в прошлом. Сибиряки оказались в стране, строящей коммунизм. Русские эмигранты улыбались друг другу. Но у всех залег и холодок на сердце — как обернется для каждого из них жизнь в России?

От спортсмена до руководителя

Незабываемым был для Кости 1957 год. И не только тем, что он оканчивал 10-й класс Аскизской средней школы. Москва готовилась к проведению VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов. В связи с этим партийное руководство на местах принимало постановления о проведении фестивалей в своих регионах — краях и областях.

Областной фестиваль в Абакане продолжался в течение трех дней. Начинающему спортсмену пришлось принять участие в беге на 100 и 400 метров, а также в прыжках в длину (в том числе тройном), и в каждой из этих дисциплин Костя был первым. Так вместе с земляком велосипедистом Константином Асочаковым он был включен в состав областной команды для выступления в крае.

Торжественное открытие праздника состоялось в центре Красноярска, в нем приняло участие более двадцати тысяч физкультурников и спортсменов. После окончания торжественной части на площади Революции, участники парада с оркестром, под звуки барабанов, с чемпионскими лентами и медалями на груди, прошли по центральной улице имени Сталина (сейчас Мира) до стадиона «Динамо». В нелегкой борьбе спортивная делегация Хакасии завоевала тогда четыре золотые медали, две из них были на счету Константина Тюкавкина.

Так началась для него счастливая спортивная биография. Шли годы, умножались победы. В феврале 1963-го на бюро Аскизского райкома партии Константина Николаевича утвердили руководителем спорткомитета района. Первый успех не заставил себя долго ждать: в том же 1963 году Аскизский район в краевом смотре-конкурсе занимает 1-е место. Молодой руководитель едет в Красноярск, поступает в институт для получения спортивного образования.

— Мой путь в спорте был прямым и последовательным, — говорит Константин Николаевич. — Спортсмен, инструктор физкультуры, руководитель районной, областной, краевой спортивных организаций и, наконец, региональный министр спорта.

На этом пути много было разного: и радость побед, и горечь поражений. Но цель была одна: служить делу, своей малой родине, любимому спорту, семье.

Мой собеседник на минуту задумывается и лишь потом продолжает:

— Сейчас, по прошествии времени, я с чистой совестью могу сказать, что моя первая официальная работа в Аскизском райкоме комсомола научила меня многому. Много было хорошего в той жизни, в том числе и спортивной: например, турниры «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Колосок», когда наши мальчишки учились брать свои первые спортивные высоты.

Новое назначение

После института Тюкавкину было сделано немало предложений, но он решил не изменять ранее избранному пути. Тогда в идеологическом отделе крайкома КПСС ему предложили остаться в Красноярске либо поехать в Емельяново или Абакан. Он выбрал Абакан. Здесь его сначала назначили, а потом на пленуме областного совета ДСО «Урожай» избрали председателем. Так что совсем молодым он стал у руля спортивного руководства области. Трудился там на новом поприще с января 1966-го по июнь 1974 года.

В июне 1974 года на краевом спортивном активе и состоявшемся пленуме Константина Николаевича единогласно утверждают председателем уже краевого совета ДСО «Урожай». В этот же день в центре Красноярска он получает современную трехкомнатную квартиру, причем на одной площадке в доме у него в соседях оказываются двукратный олимпийский чемпион по вольной борьбе Иван Ярыгин и Дмитрий Георгиевич Миндиашвили — заслуженный тренер СССР.

— В ноябре 1979 года мы с председателем Красноярского краевого комитета по физической культуре и спорту Аркадием Ивановичем Яновским шли по длинному коридору здания краевого комитета КПСС, — вспоминает он. — И вдруг из-за спины знакомый голос: «Костя, ты долго будешь бегать?» От неожиданности присев, я вздрогнул. Оглядываюсь — передо мной председатель правительства Хакасии (в то время области) Василий Архипович Угужаков. Человек-великан по уму и сердцу, по заслугам перед народом и непререкаемому почету. Поздоровавшись, отвечаю: «Василий Архипович, соревноваться я уже прекратил, бегаю только для здоровья». Оглядев рядом стоящих передо мной товарищей, он вполголоса обратился ко мне: «Возвращайся домой, мы тебя ждем».

Решение возвратиться давалось трудно. Но ставшие мне родными места в конце концов взяли верх, и 10 января 1980 года я возвратился в город своей молодости и сразу же приступил к работе.

Начинать Константину Николаевичу пришлось с чистого листа, так как к тому времени в обкоме физкультуры сложилась не совсем здоровая обстановка. Катастрофически не хватало квалифицированных работников, была слаба инфраструктура, забыты спортивные традиции.

— Я сразу же начал разыскивать энтузиастов, людей преданных спортивному делу. Особое внимание стал уделять престижным видам спорта. Так, при поддержке областного правительства, руководства союзного и российского спорткомитетов и их федераций, в целях роста мастерства хакасских спортсменов, а также для пропаганды спорта, я стал проводить в Хакасии не только российские, но и международные соревнования.

Добавим, что при руководстве К.Н. Тюкавкина началось активное строительство спортивных сооружений. Нередко Константину Николаевичу приходилось присутствовать на собраниях Олимпийского комитета России, совещаниях Министерства спорта России, его коллегиях при обсуждении вопросов на самом высоком уровне. В составе делегаций ему посчастливилось четырежды быть на Олимпийских играх, стать свидетелем многих чемпионатов мира. Да и самому организовывать и проводить соревнования мирового уровня!

…И родились «Саяны»

— После перехода в областной комитет по физической культуре и спорту, — говорит мой собеседник, — я понял: чтобы найти новые эффективные средства для развития спорта, необходимо очень серьезно заняться командой мастеров по одному из любимых в народе игровых видов спорта. Таким видом спорта, на мой взгляд, мог быть хоккей с мячом. Заручившись поддержкой председателя облисполкома Василия Угужакова, я начал вплотную заниматься этим направлением. Друзья из Красноярска порекомендовали мне Виталия Лазицкого, который в то время был главным тренером иркутского «Локомотива», выступающего в высшем дивизионе чемпионата СССР. Виталий Александрович дал добро на встречу со мной и сразу же прилетел в Красноярск, где я в то время находился. В разговоре со мной он поддержал мою идею и безо всяких обязательств друг перед другом согласился переехать в Абакан и принять участие в создании команды, которая в кабинете председателя облисполкома по моему предложению была названа «Саяны».

Знаменательной датой в истории хакасского хоккея с мячом считаю 25 мая 1980 года. Именно в этот день в моем служебном кабинете впервые собралась в полном составе, на тот момент, вновь созданная команда «Саяны», которой предстоял дебют в наступающем чемпионате СССР среди команд тогдашней первой лиги.

Даешь новый стадион!

С созданием хоккейной команды «Саяны» на руководство спорта области сразу же обрушилось нескончаемое количество проблем, особенно острой из них явилась спортивная инфраструктура. В городе не было действующего плавательного бассейна, негде было достойно провести состязания по борьбе, легкой атлетике, футболу, настольному теннису. Старенький деревянный стадион Абакана, построенный в 1930-х годах, был маловместительный, и настолько обветшал, что представлял реальную опасность для зрителей.

Решающую роль в выборе места под новый стадион сыграл В.М. Торосов, который настоял на размещении нового стадиона на месте прежнего, деревянного.

Нельзя было не учитывать то, что новый стадион был рассчитан на 20 тысяч человек. А это — дополнительная серьезная нагрузка на городской транспорт, особенно в дни проведения матчей, праздников и других массовых мероприятий.

Валерий СОНСКИЙ
Окончание следует