Чуть более 60 лет назад, в апреле 1960 года, столицей Бразилии стал одноимённый город, выстроенный в глухих джунглях недалеко от географического центра страны.
Уже задолго до того признавалось, что огромные территории в глубине Бразилии хорошо бы освоить, а столицу перенести из тесного и многолюдного Рио-де-Жанейро. Ещё в конце XIX века в бразильской конституции появилась статья о выделении земель под новое строительство в глубокой провинции, подальше от океана.
Но руки до этого дошли только через несколько десятков лет у президента Жуселину Кубичека (1902 - 1976). Готовясь к выборам 1956 года, кандидат в президенты Кубичек анонсировал обновление страны, и перенос её столицы в тропические леса был одним из пунктов его программы.
Был объявлен конкурс проектов, который выиграли известные уже в те годы Лусио Кошта (1902 - 1998) и Оскар Нимейер (1907 - 2012). Согласно проекту Кошты, на берегу реки Параноа (на которой впоследствии построили плотину, создав озеро) строился город, напоминающий очертаниями самолёт.
В «носу» размещается Площадь Трёх Властей, а вокруг площади – главные здания новой столицы. Вдаль от площади – министерства, рядом – иностранные посольства, в «крыльях» - жилые районы, на пересечении «фюзеляжа» и «крыльев» - транспортные объекты. И везде полно зелени.
Город был выстроен за рекордные три года (участвовали более 60 тысяч строителей). Архитекторы, как говорится, топили за коммунистов, и для них новый город воплотил авторские представления о счастливом будущем страны, где будет меньше социального расслоения, бедности, грязи, пробок на дорогах и отсталости. Да и времена были тогда более оптимистичные, чем настали впоследствии.
Не всё, правда, получилось, как хотелось изначально – город, видимо, просто опередил своё время, и получился больше для машин, чем для людей. Однотипные жилые дома нагоняли тоску (видимо, Третья улица Строителей в Бразилиа тоже была). Вокруг новой столицы начали возникать и расти города-спутники, где цвели все бразильские пороки – бедность и нищета с фавелами бедняков, преступность, неухоженность. Но в самом «городе будущего» многое в целом было сделано лучше и комфортнее, чем в других бразильских мегаполисах.
Новая столица была признана удачным воплощением футуризма в архитектуре (а в 1987 году была включена в список мирового наследия ЮНЕСКО). Сейчас никого уже не удивишь современными архитектурными решениями, а тогда, пять-шесть десятилетий назад, на всё это смотрели с открытым ртом. Да и сейчас многое смотрится весьма современно.
Нимейер проектировал основные здания Бразилиа. Он разглядел возможности монолитного железобетона в сочетании с остеклением в то время, когда почти никто так ещё не строил. Только в 70-е годы что-то подобное начнёт распространяться по миру, а сам Нимейер создаст ещё множество зданий в разных странах и доживёт почти до 105 лет.
Самые известные из его построек в новой бразильской столице:
У него неплохо получилось, правда?
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨👩 Подписывайтесь на канал!!!