Экстрасенс.
В Дагестан я попал первый раз в 89 году, тогда как раз проходил первый всероссийский семинар по Ушу. Поселили нас на турбазе недалеко от моря, но не на берегу. Много разного люда понаехало со всех концов страны.
Тогда в моде были разного рода целители и экстрасенсы, да что там говорить, через телевизор воду в банках заряжали - короче, тема лечения без таблеток была в топе.
По вечерам после занятий народ кучковался по интересам, но был один неуёмный целитель, что приставал ко всем, досаждая своим липким вниманием. Делая пассы очередному встречному, он скороговоркой сообщал тому перечень найденных недугов, и предлагал скорое излечение прямо на месте. Вскоре от него стали шарахаться все, едва он попадал в поле зрения.
Одним ненастным вечером на турбазе поднялся переполох. Кто-то обнаружил нашего экстрасенса на дорожке с посиневшими губами. До приезда скорой он дожил, а вот уже на пути к больнице оставил сей бренный мир. Этот случай произвел на народ сильное впечатление, и до конца семинара тема оздоровления уже не возникала.
Лён и мёд.
В 90-м году я с семьей пробыл в Дагестане уже два месяца - время достаточное, что бы оглядеться основательно.
В этот раз мы жили уже в трейлерах на берегу моря. Днём народ тренировался и готовился к экзаменам, а свободное время тратили на поездки в Махачкалу и на пляжные затеи.
Мы любили ездить на базар, где ведрами набирали себе ягоду, да и просто приятно было пошататься. Почти сразу мы обратили внимание на бойкую торговлю чем-то черным в стеклянных банках - на вид маслянистая смесь не вызывала доверия. Местные ребята посмеялись над нашим невежеством: "Что вы убре никогда невидали?" Да, не только не видели, но и не слышали о нём. Нам объяснили, что перетёртые семена льна с добавлением мёда - прекрасное расслабляющее средство перед сном, к тому же весьма полезное для желудочно кишечного тракта.
До сих пор не пойму, почему именно в Дагестане народ массово есть льняные семена, а в той же Белоруссии, где лен растет, его не употребляют.
Deep Purple в СССР!
Да, примерно такую надпись я несколько раз встретил на улицах Махачкалы, но только посмеялся: "Брехня! Не может быть!" Но оказавшись случайно возле городского стадиона, подошел к кассам и... оказалось что не совсем брехня. Продавали билеты на концерт Яна Галлона и его группы. Цена билета составляла десять рублей.
Концерт проходил под открытым небом. С торца поля вдоль беговой дорожки были полукругом установлены, я посчитал, 75 огромные однотипные звуковые колонки. Зрители размещались на трибунах. К моему удивлению свободных мест не было, в проходах тоже каждый метр был занят. Было странно видеть собравшихся аксакалов в возрасте с огромными кепками на головах, а также женщин в традиционных одеждах и с грудными детьми на руках.
Я помню, как Гиллан выбежал на поле, как заправский футболист, и трусцой приближался к сцене в сопровождении группы - его длинные волосы развевались на ветру.
Когда раздались первые звуки аккордов с заглавной композиции альбома Perfect Strangers, стадион встал и так простоял до конца концерта. И женщины с детьми на руках тоже стояли. Звук был такой, что моей жене после концерта стало плохо от переизбытка чувств - пришлось давать успокоительное. Никогда больше мне не доводилось слышать такого драйва и саунда.
Дагестанцы это не едят.
Под Буйнакском в селе Манасаул есть турбаза Терменлик. Там проходил первый и последний в СССР официальный семинар с участием преподавателей Пекинской Академии Ушу.
Мы с женой и дочкой двух лет приехали раньше всех. Я сразу пошел по горам знакомиться с местностью. Буквально перейдя дорогу, я, углубившись в редкий лес, обнаружил большие свежие белые грибы - набрал больше десятка крепышей. Когда шел к корпусу, на склоне повстречал пастуха на лошади, похвастался своей добычей. Пастух равнодушно глянул и сказал: "Мы такое не едим."
Когда я рассказал про этот случай своему приятелю, родом из этих мест, тот подтвердил на счет грибов, и добавил, что рыбу из реки они тоже не едят. Вот так.
Деньги не работают.
Семинар кончился и пора было собираться в путь. Предстояло на своей машине ехать не один день до Москвы. Встал вопрос с питанием, но в селе не было никакого магазина, а заезжать в Махачкалу - не было желания делать крюк. Мы решили с женой прикупить продуктов у местного населения. С этой целью мы отправились вечерком по улице поселка, стали подходить к женщинам с одним и тем же вопросом, нельзя ли купить яиц, хлеба и творога. Но всякий раз женщины странно переглядывались и отказывали нам.
Уже когда мы совсем потеряли надежду что-нибудь купить, на обратном пути возле одного дома нам улыбнулась удача. Мы подошли к компании женщин из пяти человек и выразили желание купить продукты. Все женщины молча отрицательно покачали головами, и только одна самая старшая вздохнула и сказала: "Подождите, я сейчас вернусь." Когда она ушла, я спросил женщин, сколько примерно денег надо приготовить.
"Кто же возьмет с вас деньги?!" - укоризненно и одновременно печально произнесла одна из жительниц села.
Нам отказывали не потому, что не хотели помочь, нет. Они не могли с путников брать деньги, а даром отдавать пришлось бы последнее.