Найти тему
КиноМеломан

5 лучших советских телефильмов о войне

Оглавление

Эти телевизионные фильмы стали классикой военного кино и отлично смотрятся в наши дни.

Батальоны просят огня

Одна из самых честных и пронзительных телевизионных картин о Великой Отечественной войне, наглядно показывающая, чего на самом деле стоила жизнь простых солдат и офицеров для высоких военных начальников. Фильм, снятый по одноименной повести Юрия Бондарева и приуроченный к 40-летию Победы, посвящен одному из ключевых эпизодов войны – форсированию советскими войсками Днепра. Двум батальонам поставлена задача – оттянуть на себя основные силы немцев. Была обещана огневая поддержка авиации и артиллерии. Однако оба батальона оказались брошены в самое пекло – брошены умирать. До сих пор не могу спокойно смотреть это пронзительное кино. Сюжет, характеры героев, человеческие истории, целая плеяда известных советских актеров – сейчас так уже не снимают. Александр Збруев, Игорь Скляр, Николай Караченцов сыграли здесь, пожалуй, свои лучшие роли.

Щит и Меч

Когда в далеком детстве я впервые посмотрел этот #мини-сериал, мне он показался скучноватым – мол, мало экшна. И лишь много позже, уже с возрастом я понял всю глубину этой замечательной картины. А от песни «С чего начинается Родина» слезы сами собой наворачиваются на глаза. Режиссер Владимир Басов, которого многие из нас привыкли видеть в комедийных ролях, снял очень серьезное и очень непростое кино о том, как работала советская разведка.

– Нужен Йоганн Вайс. И еще очень долго не будет нужен Александр Белов, – еще перед войной сказал персонаж Басова герою Станислава Любшина.

И разведчик с честью выполнил свою непростую задачу, внедрившись глубоко в немецкую разведку и работая в глубоком тылу противника буквально до самых последних дней войны.

Помните, как заканчивается картина?

– Мне нужно за линию фронта! – сказал герой, едва придя в себя в госпитале.

– А нет никакой линии. Фронта нет! – ответил ему командир.

Фильм, как говорится, на все времена. Кино примечательно еще и тем, что в нем дебютировал совсем еще молодой Олег Янковский.

Освобождение

Киноэпопея Юрия Озерова – пожалуй, самое масштабное кино о Великой Отечественной войне. Ни до, ни после так уже не снимали. Настоящий советский #киноэпос, с батальными сценами сражений, судьбами солдат и офицеров, работой штаба. Эпопея состоит из пяти фильмов, каждый из которых повествует об определенном этапе войны: от масштабного танкового сражения на Курско-Орловской дуге до штурма рейхстага. И пусть фильмы местами эксплуатируют типичные советские штампы, которые позже стали тиражироваться в народе, снято все очень качественно, детально и реалистично (но без окопной правды и ненужной натуралистичности, чем грешат многие современные поделки о войне). Каждый фильм буквально накрывает с головой и держит внимание от первого до последнего кадра. Возможно, из-за скрупулезного внимания к деталям, киноэпопея и получилась столь убедительной.

Обратной дороги нет

Не самый известный #телефильм о войне, но, тем не менее, очень атмосферный и реалистичный. Сюжет представляет собой своеобразное роуд-муви. Советский майор совершил дерзкий побег из концлагеря и попал к партизанам. В лагере узники готовят восстание. Но им необходимо оружие и боеприпасы. Командир партизанского отряда отправил им на помощь обоз. Но есть одна загвоздка. Среди партизан орудует предатель, и командиру об этом известно. Неизвестно лишь, кто именно. Чтобы вывести предателя на чистую воду и запутать противника, командир снаряжает второй обоз, который возглавляет тот самый майор. Он ведет фальшивый обоз по немецким тылам, отвлекая на себя основные силы фашистов, и понимает, что обратной дороги у его отряда не будет. Несмотря на практически полное отсутствие экшна, фильм очень напряженный и увлекательный. До сих пор смотрится с большим интересом.

Семнадцать мгновений весны

Этот телефильм, название которого стало именем нарицательным, а многие фразы разошлись на цитаты, наверняка хотя бы раз видел каждый. Поэтому пересказывать основные перипетии сюжета, уверен, не имеет смысла. Абсолютная классика советского кино, однозначный шедевр и «визитная карточка» актера Вячеслава Тихонова. #Штирлиц – одна из ключевых ролей в его карьере. Сериал был снят по одноименной книге Юлиана Семенова. Съемки картины проходили в Берлине, Риге, некоторые эпизоды снимались в Москве. Даже сегодня телефильм можно пересматривать бесконечно, и до сих пор открывать в нем что-то новое. Непонятно только, зачем было его раскрашивать – фильм отлично смотрится и в оригинальной черно-белой версии. Ну да оставим это на совести современных кинодельцов. Давайте еще раз просто пересмотрим замечательный оригинал. Он этого точно стоит!

Друзья, спасибо, что дочитали до конца.

Не забываем ставить палец вверх и ПОДПИСЫВАТЬСЯ на мой канал.

Также вам может быть интересно:

Русские рокеры, сыгравшие в кино

5 песен, способных изменить жизнь

Где и как снимали «Женщину в черном»