Найти в Дзене

Ювелирные украшения венского архитектора Йозефа Хоффмана: изысканная простота Quadratl

Брошь, выполненная по эскизам Йозефа Хоффмана, ювелир Венских мастерских - Karl Ponocny, серебро, золото, лазурит, малахит, лунный камень, тигровый камень, 1908. Аукционный дом Doroteum, Вена, официальный сайт -  www.dorotheum.com
Брошь, выполненная по эскизам Йозефа Хоффмана, ювелир Венских мастерских - Karl Ponocny, серебро, золото, лазурит, малахит, лунный камень, тигровый камень, 1908. Аукционный дом Doroteum, Вена, официальный сайт - www.dorotheum.com

Йозеф Хоффман - венский архитектор, один из учеников Отто Вагнера, в определённом смысле, загадка для современных исследователей. Его творчество сложно уложить в прокрустово ложе развития стиля. Практически всё, что он делал - открытки, мебель, ткани, посуду, ювелирные украшения, - всё это восхищало публику три десятка лет. До 1932 года Хоффман и Коломан Мозер были бессменными руководителями Венских мастерских/Wiener Werkstätte, объединив вокруг себя художников-декораторов, чьи творческие устремления были схожи с собственными.

Брошь, выполненная по эскизу Йозефа Хоффмана. Ювелир Венских мастерских  - Karl Ponocny.  Серебро, малахит. 1911. Аукционный дом Doroteum, Вена, официальный сайт -  www.dorotheum.com
Брошь, выполненная по эскизу Йозефа Хоффмана. Ювелир Венских мастерских - Karl Ponocny. Серебро, малахит. 1911. Аукционный дом Doroteum, Вена, официальный сайт - www.dorotheum.com

Хоффман принадлежал к тому поколению архитекторов, которые стремились создать единую жилую среду, пронизанную духом искусства. Строительство частного особняка было первым этапом, за которым следовала не только оформление интерьерной среды, но создание всего и вся - от столового серебра до домашнего платья и драгоценностей.

Украшения, которые придумывал Хоффман, были весьма характерны, их форма вполне отражала заслуженное архитектором прозвище "Quadratl", что означает "маленький квадрат". Действительно, вне зависимости от характеристик проекта - будь это частная резиденция, мебель или брошь, - мастер использовал простые формы, среди приоритетных - квадрат.

Хоффман придумывал эскиз, который попадал в руки ювелиру и получал воплощение. Архитектор продумывал художественный образ и композицию ювелирных украшений, поражавших своей внутренней напряженностью. Этот эффект возникал в результате сопряжения линеарных элементов конструкции, необычному сочетанию камней и их мягкой обработке.

Портсигар, выполненный по эскизу Йозефа Хоффмана, 1912. Золото, изумруды, малахит, ляпис-лазурь, родонит, лунный камень, турмалин. Neue Galerie New York, официальный сайт - www.neuegalerie.org
Портсигар, выполненный по эскизу Йозефа Хоффмана, 1912. Золото, изумруды, малахит, ляпис-лазурь, родонит, лунный камень, турмалин. Neue Galerie New York, официальный сайт - www.neuegalerie.org

Отдавая предпочтение необычным сочетаниям драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, Хоффман был в тренде ювелирного дела, и, в итоге, с бриллиантами соседствовала ляпис-лазурь или тигровый глаз. Отказываясь от классической огранки, акцент сделан исключительно на кабошонах, подчёркивающих магию камня и придававших особенную притягательность украшениям.