Линкор Бисмарк - самый известный военный корабль второй мировой войны, был построен в 1939 году, участвовал в бою в Датском проливе в результате которо был потоплен. первоначально создавался как наследник «карманных линкоров» и в основном предназначался для ведения рейдерских операций против торговых кораблей. Так, объём топливного резерва Bismarck скорее характерен для тихоокеанских линкоров, а показанная на испытаниях в Балтийском море скорость в 30,1 узлов была одним из лучших в мире значений для таких кораблей.
Однако после спуска Францией корабля типа Dunkerque было принято решение доращивать Бисмарк, даже сейчас его размеры поражают, и к нему относятся с уважением, в некоторых играх и фильмах и музыке есть этот корабль, вспомнить тот же Сабатон.
В начале 1934 года в Управлении Кораблестроения Имперского Морского ведомства приступили к разработке проекта нового линкора типа «F». Главный калибр первоначально предполагался 406 мм, но позже был снижен до 330 мм. июля 1936 года настапеле N-9 верфи Blohm und Voss начата постройка корабля, получившего заводской строительный номер 509 и известного нам как Bismarck. Решением Гитлера об изменении сроков окончательной готовности линкора и ввода их в строй 1 декабря 1940, 14 февраля 1939 года в торжественной обстановке, в присутствии главы государства Адольфа Гитлера. Для конструкций толщиной 20 мм и более использовалась сталь высокого напряжения марки Schiffbaustahi 52 или St.52, для элементов меньшей толщины и, как правило, сложной формы применялась более мягкая St.45, судостроительной мягкой сталью N-52.КМ. Корпус линкора на 90 % предполагался сварным, клепанными оставались лишь некоторые, наиболее ответственные узлы конструкции. По высоте корпус делился семью палубами, из которых сплошными были только три верхняя, средняя и броневая. Четыре других были расположены ниже броневой и по-существу являлись платформами. Средняя высота междупалубного пространства 2,40 м. Общий вес брони на Bismarck составлял 18 700 метрических тонн или 40 % от проектного боевого водоизмещения. Только японский IJN Jamato превосходил немецкий корабль по суммарному весу бронирования, но при этом существенно уступал по его процентному отношению к водоизмещению — всего 33,2 %.
27 мая в 08:00 утра HMS Rodney и HMS King Jeorge V подошли к Bismarck на расстояние 21 морской мили (39 км). На тот момент видимость была только 10 морских миль (19 км) и волнение моря достигало 4—5 баллов. Ветер дул с северо-запада, по силе равный 6—7 баллам. HMS Rodney держался курса на север так, чтобы вести огонь по Bismarck с достаточной дистанции, в то время как HMS King George V принял в сторону.
Огонь был открыт в 08:47. Bismarck ответил огнём, но его неспособность уклоняться и крен негативно влияли на точность стрельбы. Низкая скорость (семь узлов) также сделала корабль лёгкой целью для тяжелых крейсеров HMS Norfolk и HMS Dorsetshire, объединивших свою огневую мощь. В 09:02 8-дюймовый (203-миллиметровый) снаряд с HMS Norfolk поразил главный дальномерный пост на фок-мачте. При этом был убит офицер Адальберт Шнейдер, награждённый Рыцарским Крестом в ранние часы того же самого утра за участие в потоплении HMS Hood. В 09:08 406-мм снаряд с HMS Rodney, поразил обе носовые башни Bismarck, Anton и Bruno, выведя из строя последнюю. Одновременно другим попаданием разрушило передовой контрольный пункт, убив большинство высших офицеров. Кормовые башни корабля Caesar и Dora продолжали стрельбу на близкой дистанции, но попаданий не добились.
В 09:21 Dora была подбита. Команде Anton удалось произвести один последний залп в 09:27. В 09:31 Caesar дала свой последний залп и тогда же вышла из строя. Близкие разрывы снарядов этого залпа повредили HMS Rodney, заклинив торпедные аппараты. Огонь Bismarck в ходе всего сражения был сосредоточен на HMS Rodney, возможно, в надежде на достижение успеха, подобного достигнутому в противостоянии с HMS Hood. После 44 минут усердного боя главные орудия Bismarck замолкли, HMS Rodney подошел на дальность выстрела на 3 км, в то время как HMS King George V остался вдалеке.
Bismarck не спускал боевого флага. Британцы не испытывали желания оставить Bismarck в покое, но и тот не подавал признаков сдачи, несмотря на неравную борьбу. Запасы топлива и снарядов британской эскадры были невелики. Это создавало дополнительные трудности для линейных кораблей, стремившихся потопить боевую единицу подобную Bismarck, несмотря на численное превосходство. Однако, когда стало очевидно, что их враг не сможет достигнуть порта, HMS Rodney, HMS King George V и эсминцы были отозваны домой. Крейсерам было приказано добить Bismarck торпедами. HMS Norfolk использовал свои последние торпеды, подключившийся к атаке HMS Dorsetshire выпустил три 533-мм торпеды, которые поразили Bismarck на короткой дистанции.
Верхняя палуба линейного корабля была почти полностью разрушена, но его машины всё ещё функционировали. Иоганн Ганс Циммерман (кочегар котельного отделения Bismarck) рассказывает о забортной воде, подступавшей к линии подачи топлива к котлам, что заставило механиков уменьшать скорость до семи узлов, опасаясь взрыва.
Был отдан приказ открыть кингстоны и покинуть корабль. Многие из команды прыгали за борт, но с нижних палуб только нескольким морякам удалось выбраться живыми. Капитан Линдеман считался убитым со всеми офицерами после того, как мостик был поражён 16-дюймовым (406-миллиметровым) снарядом. Неясно также, он ли отдавал приказ покинуть судно или же нет. В то же время некоторые из спасшихся настаивали, что видели капитана живым, добровольно оставшимся со своим идущим ко дну кораблём.
К слову не так давно Доктор Роберт Даллард, который смог найти Титаник смог обнаружить Бисмарк 8 июня 1989 после того, как было исследовано порядка 200 квадратных миль, линкор наконец нашли. Он лежит на дне Атлантического океана в 600 милях к западу от Бреста, на глубине 4790 метров.
Корпус лежит на дне в вертикальном положении и погружен в ил по ватерлинию. Несмотря на повреждения, полученные в бою от снарядов и торпед, и собственно затопление, корпус на удивление хорошо сохранился. Немногие корабельные останки могут, так сказать, похвастать таким прекрасным состоянием. За исключением оторванного куска кормы длиной порядка 10.5 метра, корпус практически цел. Немцы очень постарались сделать его долговечным. Башни орудий главного калибра во время гибели корабля, когда он переворачивался и тонул, были сорваны своим весом и лежат сейчас на грунте вверх дном. Башни орудий других калибров и зенитные установки уцелели и находятся на своих штатных местах. И носовая, и кормовая боевые рубки, а также ходовой мостик, несмотря на очень тяжелые повреждения, находятся на своих местах. Винты также уцелели, их отчетливо видно. Среди многочисленных обломков, окружающих корпус, видны фок-мачта, грот-мачта, дымовая труба, дальномеры и многое другое.
Исходя из того факта, что большая часть предметов на палубе, а также деревянная дубовая палуба, прекрасно сохранились, можно смело утверждать, что останки сохранятся на протяжении по меньшей мере нескольких сот лет. После экспедиции 1989 года, наступил перерыв до 2001 года, когда с 5 по 14 июня на месте гибели линкора работала экспедиция организации Deep Ocean Expeditions (DOE), возглавляемой австралийцем Майклом МакДоуэллом. На этот раз на линкор уже спустились люди. Экспедиция работала на борту российского НИС «Академик Келдыш» водоизмещением 6240 тонн, имевшего два глубоководных аппарата МИР. Эти аппараты использовались в свое время для погружения на Титаник, их рабочая глубина 6000 метров, экипаж три человека – штурман-водитель и два научных сотрудника. На останки вышли по данным, полученым в ходе экспедиции, обнаружившей линкор. В составе экспедиции были выжившие члены экипажа Бисмарка Генрих Кюнт и Хайнц Стиг, а также Председатель Братства моряков Бисмарка, Дитер Хейтманн. Были и два немецких эксперта, устроивших на борту судна компьютерную лабораторию, в которой была создана трехмерная графическая модель линкора согласно чертежам и планам. Помощь этих двух была просто неоценимой, когда дело дошло до точного определения тех или иных обломков.
В начале июля того же 2001 года была организована еще одна экспедиция под руководством Дэвида Мирнс, Blue Water Recoveries, на этот раз чтобы найти жертву Бисмарка, могучий линейный крейсер Худ. Заодно и посетить останки Бисмарка. Экспедиция была поддержана рядом организаций ветеранов Великобритании, Министерством обороны, Ассоциацией корабля его Величества Худ и конечно-же Братством моряков Бисмарка. Экспедиция вышла в море на НИС Northern Horizon, для подводных работ на судне имелся аппарат дистанционного управления (кабель) Magellan 725. Аппарат оборудован сонаром, видео и фото камерами, мощными прожекторами. 9 июля были отсняты останки Бисмарка и на корпус линкора опустили памятную доску, в которую был помещен компакт-диск с так называемым Свитком Славы, на котором записаны имена всех погибших на борту линкора. 20 июля экспедиция обнаружила останки линейного крейсера Худ.
Источники: Открытые сайты, документальный фильм.