Найти тему
Никита Иванов

Слово не воробей... Исповедь перед причастием, закон или дань традиции.

Слово не воробей.

В который раз сталкиваюсь с печальным явлением современного христианства – «легкостью» слова. Зашла речь о необходимости исповеди перед причастием, тут же нашлись знающие и много читающие люди, имеющие необходимость высказаться по этому вопросу. Их не смущает, что это вопрос церковного предания, устава, традиции и лежит он в области как минимум специальных знаний по данному предмету, догматики, богословия пастырского. Но это никого не останавливает. Читали, знаем, как в Греческой церкви, так и нам пора. Откуда такая легкость? Для чего так «легко» и поверхностно разбирать пастырские вопросы?

Думаю, такая дерзость из-за отсутствия благоговения вообще в церковной среде. Нет духовных авторитетов, а значит, все можно. Так когда-то начинался протестантизм в недрах нравственно ослабевшего католичества. Трудные времена, на кого равняться? Святые «устарели», старцы уходят, настоящих духовников не сыскать, вот и рассуждаем с легкостью о том, в чем мало смыслим.

Традиция Греческой церкви была вынужденная. На протяжении столетий османы запрещали на территории бывшей Византии духовное образование, а исповедовать имел право только имеющий «разрешительную грамоту» священник, таких были единицы. Вот и пришлось допускать до причастия мирян за неимением разрешения у духовников. Еще святитель Григорий Палама писал о необходимости исповеди перед причастием, но разве это кого-то интересует. Модные современные проповедники наперебой говорят о реформах в церкви, мол, все устарело, официальные церковные журналы их весьма поощряют. А миряне не знают, кого слушать, ведь так красиво говорят.

А вот что по этому поводу говорят святые: «Будем страшиться преподания новоначальному какого-либо необдуманного наставления, не основанного на Слове Божьем и на духовном разумении Слова Божьего. Лучше сознаться в неведении, нежели выказать ведение душевредное. Охранимся от великого бедствия – превратить легковерного новоначального из раба Божия в раба человеческого, привлекши его к творению падшей воли человеческой вместо всесвятой воли Божией» (святитель Игнатий Брянчанинов).

Слово не воробей, за него придется ответ держать перед Богом. Как бы научиться всем нам самому простому – страху Божьему и благоговению в повседневной жизни, а тем более в духовной? Неужели мало других насущных духовных вопросов в церкви, кроме пастырских?! Смирение, например, как его обрести, где начинается и откуда берется, как определить наличие его в себе или отсутствие? Или почему, например, апостол Павел запрещает проповедовать в церкви женщинам? Да мало ли каких еще насущных вопросов для мирян. Только и знай искать на них ответы у святых.

Помалкивай.
Помалкивай.