Найти тему

Что означает полиморфизм культуры, и почему об этом важно знать

Понятие культурного полиморфизма тесно связано с ценностями общества. Оно означает многообразие этих ценностей, которые невозможно свести, так сказать, под один монастырь. То есть найти для них общие характеристики. Таким образом возникает много разных форм культуры - полиморфизм.

Почему так происходит? Основная причина в том, что общество состоит из различных социальных групп, определяемых по самым разным критериям. Каждая такая группа развивает свою систему ценностей, благодаря которой обеспечивается ее самоидентичность.

Фото из открытого источника в Яндексе
Фото из открытого источника в Яндексе

В каждой социокультурной общности возникает свой образ жизни, образцы поведения, круг интересов и т.д. Наиболее ярко это видно на примере этнических и религиозных групп. Но не только. Также полиморфичны сословия, страты. Например, культура дворянства и крестьянства, живущих в одной и той же стране в одно и то же время, совершенно различна.

Чем сложнее общество, тем больше в нем развит полиморфизм культуры. И тем больше там поводов для возникновения противоречий, взаимного непонимания, в общем, кучи проблем. В современном мире это особенно актуально, поскольку мир удивительно многообразен, да и монокультурных обществ осталось мало. Поэтому надо понимать суть полиморфизма, это помогает в преодолении возникающих проблемных ситуаций.

Фото из открытого источника в Яндексе
Фото из открытого источника в Яндексе

Вот есть определенный круг так называемых общечеловеческих ценностей. Но вся загвоздка в том, что они могут пониматься по-разному. Кроме того, различные ценности в зависимости от социальной группы или типа общества имеют большую или меньшую значимость.

Например, ценность свободы личности очень важна и культивируется в западном обществе, и она близка особенно тем группам, образование которых выше школьного уровня. А для не очень образованных страт эта ценность может быть менее значима, им важнее сплоченность, солидарность. Кстати, о солидарности. Ее ценность понимают все народы, но у некоторых она более тесно связана с родовым сознанием, поэтому ценится выше ценностей утилитаризма.

Фото из открытого источника в Яндексе
Фото из открытого источника в Яндексе

Ну то есть, например, работодатель, для которого дело важнее родовых ценностей, возьмет на работу из двух претендентов того, кто является лучшим специалистом, хотя тот другой национальности, вероисповедания и т.д. Потому что интересы дела прежде всего. И отказывает человеку своей национальности. Тут утилитаризм берет верх. А другой работодатель из двух претендентов возьмет того, кто одной с ним национальности или веры, земляка, хотя как работник тот много хуже другого претендента. Но надо помочь "своему", пусть и в ущерб делу.

Отвергнутый может подать, конечно, в суд, если это правовое государство, начинаются разборки, проблемы, столкновения... А все дело в том, что при полиморфизме культуры различные наборы ценностей вплетены в сложное взаимодействие друг с другом, в том числе с теми, которые культивируются в данном обществе как общепринятые. Возникают просто адские ситуации.

Фото из открытого источника в Яндексе
Фото из открытого источника в Яндексе

Близкий нам пример: Чечня - формально российский регион и должна жить по законам РФ, но реально живет по законам шариата, а законы РФ для нее ничего не значат. Жаль только, что федеральная власть смотрит на то, как ее в данном случае используют и подтираются ею, с удивительным смирением. Зато давит какого-нибудь хлюпика, поставившего, на свою беду, лайк, всей силой государственного репрессивного аппарата.

Читайте еще на моем канале:

Почему в нашей жизни полно запретов: социологический подход

Станет ли человек будущего киборгом?

Из блога мужа:

Как в 1935 году в СССР представляли себе полет на Луну