Я родилась и выросла в приморском городе Туапсе. Я прожила в нём 17 лет, и теперь приезжаю туда очень редко, но родной город занимает неизмеримо больше места в моём сердце, чем подмосковное Раменское, где я пребываю более 40 лет. Таков закон притяжения малой родины.
Я появилась на свет в 1955 году - через 10 лет после окончания Великой Отечественной войны, и меня до сей поры бесконечно изумляет столь маленький интервал. Потому что свой родной город с малолетства помню зелёным, уютным и чистеньким, каким и положено быть курортному городку.
Между тем в войну Туапсе был разрушен начисто. Ведь именно здесь было остановлено наступление фашистов на Кавказ.
Враги сбросили на город такое количество бомб, мин и снарядов, что вся земля была буквально нашпигована металлом. И пропитана кровью… Невероятно, что после войны тут могло что-то вырасти, но ведь выросло! — благодаря туапсинцам, которые не только отстояли свой город, но очистили его и возродили.
Помню, я уже училась в школе, но время от времени то тут, то там в горах туристы и мальчишки подрывались на минах и гранатах. Даже в 21-м веке в Туапсе при рытье котлованов под новые дома находили неразорвавшиеся авиационные бомбы…
В годы Великой Отечественной войны город превратился в огромный эвакогоспиталь, ежедневно по два-три теплохода и несколько военных кораблей приходили из Крыма в Туапсинский порт с тысячами раненых на борту. Все больницы, школы, здравницы, детсады и пионерлагеря были переоборудованы под госпитали. Железнодорожники и портовики перешли на круглосуточную работу. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины. Именно этих женщин, после их основной работы, «по трудповинности», поздней осенью 1941 года и зимой посылали на строительство Агойского аэродрома... И уже весной 42-го с его площадки поднимались легендарные У-2!
В октябре 1941 года была создана Туапсинская военно-морская база, в состав которой вошли два дивизиона торпедных катеров, 4-й дивизион тральщиков, плавбаза «Нева», сторожевые катера, которые вели дозор, поиск подводных лодок противника и их уничтожение. Почти все гражданские, рыболовецкие суда были мобилизованы и переоборудованы в тральщики, сторожевые корабли и т.п.
В декабре 1941 года на город был совершён первый вражеский налёт, а массированные бомбардировки начались с марта 1942-го. Немцы стремились сровнять Туапсе с землёй: 465 раз они бомбили город, совершая налёты группами по 70-90 самолётов. Особенно тяжёлое положение сложилось летом 1942 года, когда пал Севастополь и Туапсе стал основным портом, главной военно-морской базой, питавшей всю Черноморскую группу войск.
В сентябре 1942-го немцы перешли в новое наступление в районе села Шаумян и прорвались вглубь нашей обороны. Начались тяжёлые и кровопролитные бои Туапсинской оборонительной операции. Передовые части немецких войск подошли к реке Туапсинке и перерезали единственную дорогу в город. До Туапсе оставалось 23 километра...
От результата боёв за Туапсе зависела вся битва за Кавказ. И вообще очень многое зависело: на границе с Турцией стояли 26 дивизий, готовые в случае взятия Туапсе открыть второй турецкий фронт.
Командование 18-й армии спланировало и нанесло два удара по сходящимся направлениям в районе хутора Пелика и Гойтх с целью окружить и уничтожить семашхскую группировку врага. Наступление началось 23 октября 1942 года. Группировка немцев была разгромлена, а остатки её отброшены за реку Пшиш.
В декабре 1942-го Туапсинская оборонительная операция, которая сыграла важнейшую роль в Великой Отечественной войне и в битве за Чёрное море, закончилась. Десятки тысяч немецких солдат и офицеров сложили головы под Туапсе. Но победа досталась очень дорого: наши потери были больше. Ещё много лет после войны в горах находили незахороненные останки советских воинов...
В истории Великой Отечественной войны гора Семашхо упоминается довольно часто, потому что была узловой на участке Главного Кавказского хребта от горы Индюк на северо-западе и почти до горного массива Семиглавая на юго-востоке. Эта высота находилась на острие Туапсинской оборонительной операции. С вершины по прямой до города Туапсе всего 20 км, в ясную погоду видно Чёрное море и стоящие на рейде корабли. В год 35-летия Победы на горе Семашхо был установлен памятник Туапсинской оборонительной операции - монументальный железобетонный обелиск с надписью «Стойкости комсомольской».
В декабре 1967 года газета «Литературная Россия» опубликовала стихотворение Евгения Астахова «Я был убит под Туапсе». На эти стихи туапсинцы сочинили песню, обращённую не к мёртвым, а к живым.
За мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы Великой Отечественной войны, в мае 1981 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Туапсе был награждён орденом Отечественной войны I степени.
По-хорошему, мой родной город за свою стойкость вполне заслужил звание Города-Героя. Но в 1973 г. это звание уже получил Новороссийск. «Спасибо дорогому Леониду Ильичу»… Видимо, руководство страны решило, что два Города-Героя, расположенные на одном берегу Черного моря, - это слишком много... Хотя остановили фашистов именно здесь, и город не сдали, да и десант на Малую Землю сформировали большей частью в Туапсе (во всяком случае, в первой волне десанта были сплошь туапсинцы). Такая вот вышла историческая несправедливость. Хотя и Брежневу, конечно, надо отдать должное, ведь именно с его приходом к руководству страной началось масштабное увековечение памяти погибших в Великой Отечественной войне, и День Победы стал официальным государственным праздником.
Много позднее, в 2008 году (жаль, что мои родители не дожили), Туапсе получил звание «Город Воинской Славы».
Сегодня не найдётся туапсинца, не ведающего, что живёт он в Городе Воинской Славы. Туапсе получил это звание одним из первых в России. Однако не все знают, что это почётное звание — не только заслуга храбрых защитников Туапсе в годы Великой Отечественной, но и личная победа одного пытливого и настойчивого человека — Эдуарда Иосифовича Пятигорского.
Эдуард Пятигорский всю свою жизнь посвятил истории обороны Туапсе. Он всегда говорил, что в истории белых пятен быть не должно, и делал всё, чтобы их ликвидировать. Ещё в советские времена, опираясь на архивные материалы, доказывал, что Туапсе незаслуженно отодвинут на второй план, что битва за город по своему значению может быть приравнена к Сталинградской. Если бы защитники Туапсе дрогнули, исход войны мог бы быть иным…
Книги Пятигорского «Роль Туапсе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «История – это то, что было», «На остриях войны» стали обоснованием присвоения городу Туапсе звания «Город Воинской Славы».
Пятигорский много сделал для тех, кто остался лежать в горах под Туапсе, он вернул из забвения славные имена выпавших из «обоймы истории» защитников города.
...Генерал армии Алексей Иннокентьевич Антонов. В 42-м он был начальником штаба Северо-Кавказского фронта и разработал план защиты Туапсе. Гениальный стратег (потом его забрали в генштаб в Москву). По мнению военных историков, его вклад в планирование военных операций сопоставим с такими военачальниками, как Жуков и Василевский...
...Все знают лётчика Дмитрия Калараша, Героя Советского Союза, сбившего 11 самолетов. Но мало кто знает лётчика Евтихия Руденко, который не успел налетать много часов, потому что был тяжело ранен. Но в своём последнем бою он сбил семь вражеских самолетов! Можно только представить, что это был за бой…
...Подполковник Любимов — туапсинский Маресьев. Уже без ног, на протезах, он принял командование авиаполком морской авиации...
...Был в Туапсе и свой Гастелло — Евгений Лаук, направивший свой горящий самолёт на колонну эсесовцев...
Книги Пятигорского — фундамент для многих поколений краеведов и поисковиков. Это дань памяти тем, кого они ищут, поднимают, возвращают имена. В канун 70-летия Туапсинской обороны поисковики во время очередной экспедиции обнаружили неразорвавшиеся авиабомбы и мины. Их взорвали сапёры — как салют Эдуарду Пятигорскому...
Венцом трудов Эдуарда Иосифовича и его сподвижников стал Музей обороны Туапсе, на стене которого теперь красуется доска с его именем. В музее можно увидеть карты боевых действий, оружие, награды, письма, предметы с раскопок и многое другое.
Я горжусь своим родным городом Туапсе, и всегда гордилась.
Хорошо помню, как в мае 1965 года в Туапсе зажигали Вечный огонь у памятника Неизвестному солдату на Горке Героев (в том году были выпущены первые юбилейные медали, которые получили и мои родители). Необъятное людское море затопило и саму Горку, и все подступы к ней (мы, дети, могли наблюдать это только с соседней горы, взобравшись на деревья). Это событие было поистине грандиозным! Ведь тогда ещё большинство жителей города составляли ЖИВЫЕ участники войны, которые всё САМИ видели… Что значило для них открытие этого мемориала — потомкам просто представить невозможно. Но я и мои сверстники застали живыми тех людей, и были те люди тогда моложе, чем теперь мы…
Одно из впечатлений моего раннего детства — большое количество инвалидов в городе — без рук, без ног, на колясках... Это были те, кто бился за Туапсе. С годами их становилось всё меньше — умирали...
На Горке Героев есть ещё один памятник, возведённый на том месте, где погиб расчёт зенитного орудия, которым командовал сержант Григорьев. В конце 60-х годов в подножие этого обелиска пионерами и комсомольцами города Туапсе была заложена капсула с «Посланием потомкам». Интересно, потомки уже прочитали то наше послание?
Вечный огонь в Туапсе горит постоянно, уже полвека. Когда я приезжаю в родной город, непременно прихожу на Горку Героев. Главный мемориал в порядке. Горожане берегут его, даже церковь рядом построили. И не случайно построили именно в этом месте. Как не случаен именно здесь и сам мемориал.
Сохранились дореволюционные открытки, свидетельствующие о том, что раньше на этом месте располагался собор, который можно было увидеть с любого места в городе. И именовалась тогда эта горка Церковной (а ещё раньше — Крепостной). В советское время горку назвали Пионерской. А в войну на горке, на территории разрушенного собора были установлены зенитные батареи. Поскольку вражеская авиация не прекращала попыток их уничтожить, вся горка была перепахана бомбами.
В 1965 году, в честь 20-й годовщины Победы, было принято решение переименовать это место в Горку Героев, построить здесь памятник Неизвестному солдату и зажечь Вечный огонь. У памятника был выставлен почётный караул, в котором в разное время стояли пионеры, комсомольцы и солдаты. Останки пятидесяти неизвестных воинов были захоронены здесь в 1965 году, позже ещё производились захоронения.
С тех самых пор мемориальный комплекс на Горке Героев является в Туапсе главным местом поклонения воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. На Горку ведёт широкая лестница, а сверху открывается панорама на порт. У подножия лестницы по большому полукругу установлены мраморные памятные доски, на них указаны имена Героев Советского Союза, погибших в боях за Туапсе, перечислены воинские части и подразделения авиации, пехоты, флота, которые сражались на Туапсинском направлении.
А в ХХI веке и церковь здесь, наконец, восстановили. Храм освящён в честь Митрополита Московского Алексия.
В Туапсе много военных памятников (а сколько ещё в районе, в горах – не счесть). Самый первый — обелиск над братской могилой советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками за Северный Кавказ. Он был сооружён ещё в 1943 году, в сквере около горпарка, и я помню его с раннего детства. Здесь захоронены 19 моряков, в том числе Герой Советского Союза Михаил Бондаренко, именем которого названа одна из городских улиц.
Памятник зенитчикам на горе высоко над морем построили в 67-м, когда я училась в школе. В годы войны на этом месте стояла одна из батарей 73-го зенитно-артиллерийского полка. Это самая настоящая зенитка, оставшаяся со времён Великой Отечественной войны.
Памятный знак морякам, погибшим при защите города от фашистских захватчиков, установленный в 1967 году, расположен в самом центре города, на Морском бульваре. Является объектом культурного наследия регионального значения.
Памятник экипажу минного заградителя «Николай Островский» также находится на набережной. В 1942 году он был модернизирован из грузопассажирского судна в минный заградитель, дислоцировался у причала судоремонтного завода и готовился к ходовым испытаниям. 23 марта 1942 года фашистская авиация начала массированный авианалёт на Туапсинский порт. В течение трёх дней жертвами бомбардировок стали больше 700 жителей города. Во время налётов бомба попала в минный заградитель, на нём работали в это время больше сотни человек. Судно загорелось и «Николай Островский» ушёл на дно. В 1976 году был открыт памятник погибшему экипажу минного заградителя, на мраморной плите выбиты девятнадцать фамилий моряков.
Рядом с Туапсинским автовокзалом стоит мемориальный камень. В 1942 году на этом месте случилась трагедия: фашистская авиабомба попала прямо в строящуюся колонну новобранцев, отправлявшихся на фронт…
Минный тральщик МТ-102 установлен на Морской улице. Он был спущен на воду в 1944 году. Участвовал в тралении мин в портах Болгарии, Румынии, Новороссийске и Туапсе.
В 1985 году, к 40-летию Победы, на улице Богдана Хмельницкого, рядом с ДК железнодорожников соорудили памятник «Дорога жизни». На постаменте «полуторка» военного времени как бы взбирается вверх по крутой горной дороге. В 1942 году именно здесь проходила единственная грунтовая дорога, по которой к линии фронта везли военные грузы, технику и бойцов Красной армии. По этой дороге наверняка ездил тогда и мой отец, Владимир Степанович Глущенко, военный шофёр... Фашистская авиация постоянно бомбила эту единственную дорогу, но по ней продолжались поставки для фронта.
Мой город чтит своих героев, известных и неизвестных… На территории некоторых школ имеются памятники и мемориальные доски в честь погибших земляков.
Туапсинская школа №6, которую я заканчивала, носит имя Героя Советского Союза Цезаря Куникова, формировавшего в Туапсе десант на Малую Землю. Понятно, что военно-патриотическое воспитание в нашей школе было на самом высоком уровне. У нас даже форма была особенная – с матросскими воротниками. Звание «куниковец» с гордостью носили и носят ученики всех поколений, и это обязывает.
Вообще, прошедшая война, совсем тогда ещё недалёкая, которую пережили все наши старшие родственники, наши соседи, наши учителя, была главной темой моих школьных лет. Мы зачитывались книгами о войне, пели военные песни, играли «в войну» во дворах…
О войне я знаю не только из книг, фильмов и школьных уроков, но по разговорам родителей и других родственников — тех, кому удалось выжить. Правда, они не любили об этом говорить с нами, щадили, видимо, детскую психику. Да и свою тоже, ведь любому нормальному человеку тяжело вспоминать страшные моменты жизни. Но всё же прикипело намертво, впиталось с кровью, передалось с генами: страх войны, ощущение войны как самого ужасного бедствия, горечь потерь, преклонение перед памятью погибших… И смертельная ненависть к фашистам. Этого не отнять.
Думается, именно родному городу Туапсе (и конечно, влиянию старших родственников) я обязана сильному патриотическому началу в своём характере. Уж в этом меня не свернёшь ничем и никогда.
Будучи взрослой, я прочла книгу своего земляка Юрия Авдеенко «Этот маленький город» — об обороне Туапсе в 1942 году - прекрасную книгу, основанную на детских впечатлениях писателя. Эта книга очень созвучна и тому, что я слышала от взрослых, и моим собственным ощущениям родного города. Вот ещё одно подтверждение тому, что история, записанная очевидцем, — самая достоверная.
История моего родного города не только героическая, но и вообще очень интересная. Туапсинский историко-краеведческий музей, который я и мои сверстники посещали с малолетства, хранит множество экспонатов, говорящих о том, как жили туапсинцы на протяжении веков и тысячелетий...
(Отрывок из моей книги «Малая родина», 2015 г.)
Татьяна Гамалеева
ПЕРЕВАЛ