Десять лет тому назад в одном из ломбардов Америки, покупатель, чьё имя остаётся не названным до сих пор, за какие – то смешные 13,302 доллара, купил сидящее на трёх ногой подставке золотое яйцо. Корпус яйца был окантован драгоценными камнями, вероятно первый оценщик, посчитав их подделкой, сам неумышленно понизил стоимость предмета? А ещё, при лёгком нажатии на середину корпуса, верхушка яйца откидывалась в сторону, обнажая скрытые внутри миниатюрные часы. Решив вернуть хотя бы часть денег, покупатель понёс яйцо в скупку. Он хотел переплавить золото, а камни какими бы ценными они ни были, продать отдельно. Скупщика не устроила завышенная, по его мнению, цена, торговаться же безымянный покупатель не собирался.
Валяться бы неизвестному предмету искусства в коробке со всяким хламом, ещё бог знает сколько времени, не найди анонимный покупатель (абсолютно случайно) на циферблате часов логотип элитного швейцарского часового бренда «Vasheron Constantin». Дальше помогли Интернет и настоящий эксперт. Оказалось, что в руки к незнакомцу, каким –то чудом попало одно из 52 – х «пасхальных яиц», созданных знаменитым ювелиром Карлом Фаберже для российского царского двора. Рыночная стоимость такого вот, «фрукта» составляла 33 миллиона долларов.
Зачинателем традиции преподнесения, столь изысканных даров, стал в семье Романовых, император Александр III. В 1885 году, государь искал оригинальный пасхальный подарок, для своей супруги датской принцессы Дагмары, принявший в православии имя Марии Фёдоровны.
Высокий, статный, сильный – шутя разрывавший на двое игральную колоду карт, ходивший с рогатиной на медведя, император безумно любил свою красавицу жену. Но в желании найти для своей милой Минни (так в семье Романовых звали принцессу Дагмару) какой-нибудь затейливый сюрприз, он был также безнадёжно глуп, как и все современные мужчины. Уж простите мне мою резкость!
«Да и что можно было подарить женщине, у чьих ног распростёрлась громадная империя?» С этим вопросом, государь обратился к своему придворному ювелиру Карлу Густавовичу Фаберже, возглавившему в 24 года отцовский бизнес. Редкий случай, царь русофил, не терпевший инородцев, а в особенности обладателей немецких фамилий, лично покровительствовал молодому ювелиру, чьи предки имели кроме французских ещё и немецкие корни.
«Подарок получился очень личным, и в то же время великолепным, ярким запомнившимся на века».
Вместо того чтобы создать, ошеломительно красивое ожерелье или способное поразить воображение любой женщины кольцо, Карл Фаберже придумал обманчиво простую вещь, белое эмалированное яйцо высотой около 6, 5 см. Настоящие сокровища, как всегда были скрыты глубоко внутри. Половинки яйца раздвигались, открывая золотистый желток. На нём, на золотистой соломке, сидела золотая курочка. Уже в курочке была спрятана крошечная бриллиантовая корона, дополненная миниатюрной рубиновой подвеской. Шедеврально, не правда ли?
Мало того, что подобные творения, преподнесённые царским жёнам, были уникальны, создавая их Фаберже не повторился ни разу. Так ещё и каждое яйцо содержало внутри сюрприз, значимый для получательницы подарка.
В 1897 году Николай II подарил своей супруге императрице Александре Фёдоровне особое «коронационное» яйцо созданное (вот нелепый исторический каприз!) в честь во шествия на престол последнего русского царя.
Золотисто – жёлтая эмаль скорлупы, покрыта широкой гильошированной сеткой, стыки которой, украшены изображением двуглавых императорских орлов. Государственная символика, окрашена в строгий чёрный цвет. Внутри яйца, на специальной бархатной «подложке», призванной уберечь хрупкое ювелирное изделие от возможных повреждений, покоиться полностью детализированная, изысканно – миниатюрная копия золотой кареты XVIII века.
Говорят, что Карл Фаберже создавал свой очередной шедевр больше года? Глядя на невесомую хрупкость кареты в это охотно веришь. Кстати, знаменитый экипаж, некогда принадлежавший Екатерине Великой, использовался в проходившей годом ранее коронационной процессии царя Николая II и Александры Фёдоровны.
Как сложилась судьба коллекции после революции?
Несмотря на пышную помпезность дворцовых празднеств и балов, Николаю II уже очень скоро пришлось столкнуться с целым ворохом проблем и внутренних противоречий, грозящих уничтожить его страну. Находясь в состоянии войны с Японией в 1905 году, император впервые приостановил ежегодную закупку пасхальных яиц Фаберже. Однако в следующем году эта традиция возобновилась и продолжилась вплоть до страшного 1917 года. Заказчик не успел забрать два последних яйца Фаберже, да и самому ювелиру, пришлось бросить всё и бежать за границу. Последний русский император Николай II был вынужден отречься от престола. Вскоре его вместе с семьёй расстреляли большевики.
Что же случилось с коллекцией?
На едва пережившую страшную, гражданскую войну страну обрушился голод. Начался стремительный экономический спад. Желая найти выход из затянувшегося кризиса «новая власть» стала активно продавать «царское имущество» за границу.
Словно гонимые ветром «лепестки одуванчика», творения великого Карла Фаберже разлетелись по всему миру. Теперь их можно найти где угодно: «от Оружейной палаты Московского Кремля», до частной коллекции Катарского эмира, Хамада бин Халифа Аль –Тани».
До сих пор не известно точное местонахождение, 3 императорских пасхальных яиц. А значит, мы ещё вправе ждать новых «удачно – случайных» покупок или сенсационных научных открытий, короче говоря чуда.
Я благодарна тем, кто прочёл мою статью до конца. Пожалуйста, выразите мне вашу поддержку лайками, комментариями и подпиской на канал Меня зовут Вика.