Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации
Адрес: ул. Советской Армии, 2, Москва, 129272, Россия
Оценка экспозиции Первой мировой: ****
Что можно увидеть:
- Фиат-Ижорский. Выпуск 1918 года
- Т-18 обр 1930 - оригинальный танк с измененной подвеской
- Парадный макет бронеавтомобиля Фиат-Ижорский на шасси ГАЗ-51
Первая мировая война по праву для нас может называться не Великой войной, как в странах Запада (Great War), а Великой Неизвестной Войной. А ведь она гораздо больше определила историю мира в 20-м веке, чем Вторая Мировая, которую можно считать только войной-корректировкой итогов Первой. Еще больше с этой войной связано легенд. А ведь, если считать с войнами-сателлитами, для России это например Гражданская и Советско-Польская войны, она длилась почти 8 лет. От Первой мировой осталось немного артефактов и еще меньше образцов техники и тяжелого вооружения. В 2014 году к 100-летию с начала Первой мировой войны многие музеи мира основательно обновили экспозиции, связанные с этой частью военной истории, а в Российских военных музеях в основном пришлось создавать все заново.
Центральный музей Вооруженных сил, ранее ЦМСА - Центральный музей Советской Армии, первый музей в котором был уже в сознательном возрасте. Он до сих пор остается тем же, чем был всегда - энциклопедией российской армии. Это определяет и главный минус музея - ограниченность в выставочных пространствах. В итоге, при "расширении" истории от советской армии до российской, вся часть музея, посвященная гражданской войне, сильно уплотнилась, расширившись на предысторию российской армии до 20-го века и историю Первой мировой. А когда изменилась парадигма "наших-ненаших" в истории Гражданской войны, на эти же площади пришлось втиснуть ещё и информацию о белых и националистических движениях.
К 2014 году был основательно переделан один из залов, 3-й, который стал называться: "РУССКАЯ АРМИЯ, ЕЕ СОЮЗНИКИ И ПРОТИВНИКИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ 1914-1918 ГГ.". Основой композиции стал окоп, как символ этой войны. Специально или нет, в макете окопа размещены мини экспозиции с русскими, французскими и английскими солдатами в обороне, а витрины с немецкими и австрийскими сделаны отдельно. То есть Россия и союзники традиционно в обороне против агрессора.
Конечно уделить Великой войне всего один зал однозначно мало, но музейный работникам удалось почти невозможное. На ограниченной площади они показали почти все, с чем можно было столкнуться на Восточном фронте Первой мировой - все стрелковое оружие, винтовки большинства воевавших стран, основные пулеметы, оборудование связи, амуницию и снаряжение, не прошли мимо авиации, и даже зацепили флот. Можно отметить, что фрагменты фортификационных сооружений русских и английских артиллерийских позиций скорее всего проектировал артиллерист-профессионал, которые точно знает, что главное у пушки место - это затвор, а не мы любители, на которых пушка должна смотреть стволом. В итоге и русская 3-х дюймовка, и английская Ordnance QF 18-pounder расположены стволами в противоположную сторону от прохода.
В витринах достаточно много образцов оружия, униформы, боевой экипировки и снаряжения как стран Антанты, так и их противников. И здесь музей конечно показывает себя именно как музей-хранитель, а не музей-рассказчик. Выставочного материала очень много, площади и информации очень мало, в итоге часть посвященная Первой мировой войне годится только для посетителей, которые в теме. Для остальных - проходной зал.
Снаряжение российской армии показано достаточно полно и интересно, но опять же с минимумом дополнительной информации. К редким и интересным образцам оружия и техники можно отнести первое в истории автоматическое оружие под "промежуточный" патрон - 6,5-мм автомат Федорова. Интересна и русская 450-им торпеда (45-12). Эта была первая парогазовая торпеда, разработанная австрийской!!! фирмой Уайтхеда в Фиуме, лицензия на которую была куплена в 1912 году для производства в России, вместе с 250 готовыми торпедами.
Главным натурным экспонатом бронетанковой техники конечно является оригинальный бронеавтомобиль ФИАТ Ижорского завода, кроме него информации о автомобилях, броневиках, зенитных орудиях и другой боевой технике, кроме десятка широкоизвестных фотографий, практически нет. О развитии техники из информации в музее узнать почти ничего не возможно.
Первая мировая плавно переходит в экспозиции музея в рассказ о Войнах-продолжения. Эту часть экспозиции, посвященной Гражданской войне бывшего музея Советской армии, так же уплотнили, вместив в нее дополнительно много информации и витрин о многочисленных сторонах этого конфликта - от белых армий, корпуса Бермонда-Авалова до басмачей и украинских националистов.
В витринах, посвященных разным сторонам конфликта нашлось место Чешскому корпусу, войскам Украинской рады, Красным кожанкам миниармии Троцкого и, что особенно удивило, Китайским бойцам Красной Армии - теме, которая обычно в истории Гражданской войны замалчивается. В витринах очень много фотографий и энциклопедически коротких справочных материалов.
Всего в мире сохранилось чуть более полуторадесятков оригинальных бронеавтомобилей, имеющих отношение к Первой мировой. На территории бывшей Российской империи их три: ФИАТ-Ижорский в музее, о котором идет речь, Остин-Путиловец в Музее Артиллерии в Санкт-Петербурге и остатки служившего в российской армии Sheffield-Simplex, получившего в Латвии личное имя «Imanta» в Рижском мотормузее. «Фиат» Ижорского завода («Фиа́т-Ижо́рский», «Фиа́т-Ижо́ра») экспонируемый в ЦМВС является редчайшим образцом бронетанковой техники и настоящим раритетом технической истории как нашей страны, так и всеевропейской. Машина, выпущенная на Ижорском заводе в 1918 году, в отличном состоянии и очень удачно размещена в диораме.
В 1967 году для участия в парадах, посвященных 50-ти летию Великой Октябрьской революции, было построено по 7 макетов бронеавтомобилей Остин-Путиловец и ФИАТ-Ижорский. Макеты строили на шасси грузовиков ГАЗ-51, по образцу из музея, и получились они достаточно неплохими, если конечно помнить, что в 1967 количество информации по сравнению с современным было минимальным и собирать ее приходилось по крохам. Машина, которая с этого года демонстрируется на открытой площадке ЦМВС, скорее всего предыдущие 50 лет стояла у бывшего музея Революции, а сейчас музея Современной истории России.
Танк Т-18 обр. 1930 года доставлен в музей из Хабаровского края. Машина была почти комплектной, но, так как планировалось использовать танк на парадах, в мастерских была заменена подвеска на более простую. По словам музейных работников танк своих ходом доехал с Рижского вокзала до музея, конечно это не так далеко, но наверное все таки легенда. Но это не точно...
На открытой площадке в ужасном состоянии, правда уже "лицом" в сторону прохода стоит одна из лучших пушек Первой мировой - 75-мм полевая пушка образца 1897 года (Canon de 75 mle 1897), захваченная скорее всего в ходе советско-польской войны. Пушка просит хотя бы перекраски.
Итого: как всегда после посещения музея на улице Советской Армии осталось двоякое ощущение. С одной стороны - очень много экспонатов и есть реальные уникальные образцы, с другой стороны - мало места и информации, много коротких и неполных подписей. Если обращать внимание только на экспозицию, посвященную Первой мировой, то к ее посещению стоит основательно подготовится, потому что экспозиция не рассказывает историю, а только её хранит. Для детей она конечно слишком сложна и требуется грамотный "экскурсовод", хотя бы с домашним образованием. И конечно стоит музею завести нормальный музейный магазин с книгами по истории и прочими околомузейными красивостями. Два киоска с детскими игрушками совсем никуда не годятся. А так, он остается все равно одним из лучших военно-технических музеев страны, как бы не назывался.