Найти в Дзене
Сделано в России

Никакая не магия: медицина прошлого и настоящего

В связи с недавним праздником «Швабе» вспоминает о медицине прошлого и рассказывает о том, что Холдинг делает для развития медицины настоящего.

Древняя история – известное поле для субъективных мнений и гипотетических суждений, но точно ясно одно: заболеть в то время было плохой идеей. Потому что, хотя медицина существовала и последовательно развивалась, ранний подход к ней носил не то чтобы научный характер.

Общие недуги, такие как жар и обстипация, признавались неизбежной частью существования и с разным успехом лечились доступными травами. Болезни посерьезнее воспринимались как проявления сверхъестественного – это могли быть заклинания шаманов-недругов, проделки злых духов или гнев недовольных богов. Тут зоной поражения считали не столько тело, сколько душу пациента, а перечень «врачебных предписаний» состоял из ответных заклинаний, колдовства и зелий.

Широко в таких случаях практиковалась трепанация. В голове проделывали 2,5–5-сантиметровое отверстие, чтобы через него болезнь могла покинуть тело. Такие черепа палеонтологи до сих пор находят по всей Европе и на территории Перу, самым древним из них порядка 7 тыс. лет. Некоторые останки даже указывают на успешный исход лечения – или, по крайней мере, на то, что пациент в результате не умер.

Ряд медицинских практик вызывает вопросы даже с учетом поправок на время. В Древней Месопотамии ставили диагнозы на печени жертвенных зверей, а больных выносили на улицы, где любой прохожий мог помочь – или навредить – советом. В связи с этим Геродот то ли серьезно, то ли в шутку называл всех вавилонян докторами-любителями.

Доктора-профессионалы, впрочем, несли за лечение серьезную ответственность. Свод законов вавилонского царя Хаммурапи был довольно строг к врачебным ошибкам: например, если пациент умирал от вскрытия абсцесса, то хирургу отрубали руки. Хотя если погибший оказывался рабом, требовалось лишь достать на замену нового.

Научный прогресс немного скрасил судьбу недужных, хотя появление действенной медицины не означало отказа от сомнительных метод. Кровопускание и лечение ртутью, мазь из животного помета, каннибализм в разных его проявлениях – все это было весьма популярно в древности и в средние века.

Новое время тоже не скупилось на спорные эксперименты: лечение зубной боли кокаином и кашля – героином, шоковая терапия и инсулиновая кома. Исключением не стала и новейшая история, где наука и медицина вышли на принципиально иной уровень. За короткий век лоботомии, с 1936 по 1967 год, под орбитокласт легли десятки тысяч людей по всему миру – с непоправимыми последствиями для здоровья и часто с летальным исходом.

Но задача написанного выше – не показать, как плохо обстояло с медициной прошлого, но проиллюстрировать, как далеко шагнула медицина настоящего.

Деликатная работа

В декабре прошлого года на выставке «Здравоохранение» в Москве презентовали уникальный медицинский лазер. На глазах у десятков собравшихся акушер-гинеколог, в одиночку управляя целой рабочей станцией, лучом выпаривала небольшой участок на внутренней поверхности болгарского перца – его, как потом объяснили, взяли в качестве альтернативы живой человеческой ткани.

АЛХК-01-«Зенит»
АЛХК-01-«Зенит»

В реальной медицинской практике этим удаленным участком могут быть раковые новообразования или, например, провоцирующие бесплодие опухоли. Несмотря на сложность и деликатность, операция с помощью такого лазера абсолютно безболезненна и не вредит соседним тканям.

Наряду с уникальным функционалом, новинка выделяется географией производства. Ее создали в России, на базе Красногорского завода им. С. А. Зверева (КМЗ) – разработчика легендарных фотокамер «Зенит». Выпуск этого прибора стал развитием существующей линейки медицинских изделий предприятия.

При создании лазерного хирургического комплекса АЛХК-01-«Зенит» на КМЗ руководствовались, в первую очередь, потребностью рынка. До этого российские врачи пользовались импортной техникой, которая и стоила дороже, и была менее гибкой с точки зрения возможностей.

Так, отечественный лазер может задавать произвольный контур обрабатываемой площади, тогда как аналоги ограничены рядом фиксированных форм: кругом, прямоугольником, треугольником. При этом комплекс «Зенит» полностью автоматизирован – пока многие специалисты по-прежнему используют механический метод точечного выжигания, здесь достаточно запрограммировать лазер для дальнейшей самостоятельной работы.

Это лишь один из примеров, как предприятие, некогда специализировавшееся на покорении космоса и создании фототехники, сегодня производит сложнейшее медоборудование.

Серпы из копий

Несмотря на приставку «оптический», холдинг всегда был тесно связан с медициной. Сегодня это направление играет ключевую роль в реализации стратегии по диверсификации – к 2025 году доля гражданской продукции компании должна вырасти до 80,6%. Во многом за счет выпуска медицинской техники данный показатель уже составляет 39%, а ее доля в общей выручке «Швабе», по предварительным прогнозам, в 2020 году вырастет до 6,5%.

В советское время многие организации, впоследствии ставшие частью этого холдинга, внесли ощутимый вклад в развитие отечественного здравоохранения.

Государственный оптический институт им. С. И. Вавилова (ГОИ) проводил испытания тепловизоров для медицины совместно с Институтом питания АМН СССР. Результатом стало создание первого в стране тепловизионного центра для клинических образцов тепловизионной аппаратуры. К концу 80-х в 350 городах Советского Союза действовало более 400 тепловизионных кабинетов.

Пионером в своем роде был московский НИИ «Полюс» им. М. Ф. Стельмаха. Здесь, наряду с космическими и военными разработками, создавались первые в СССР лазерные установки для онкологии, хирургии, офтальмологии и других направлений медицины. Разнообразием отличался и Вологодский оптико-механический завод (ВОМЗ), где выпуск фотообъективов и сельхозоборудования совмещался с производством медицинских приборов.

С конца 90-х производство медицинской техники началось на Уральском оптико-механическом заводе (УОМЗ). Основным направлением стало неонатальное оборудование, которое по сей день занимает важное место в номенклатуре «Швабе» – уральская аппаратура для реанимации, выхаживания и интенсивной терапии, а также транспортировки новорожденных охватывает порядка 30% российского рынка.

Сегодня в продуктовой линейке оптического холдинга порядка 200 медицинских изделий, от цифровых термометров и саморазрушающихся шприцев до корректоров артериального давления и персональных кардиомониторов. Это позволяет не только обеспечивать российское здравоохранение необходимым оборудованием разного уровня сложности, но и эффективно реагировать на стихийные вызовы.

Антивирусные меры

В последние дни января Россия официально пополнила список стран, куда проник коронавирус. Уже в марте число подтвержденных случаев превысило 100 тысяч, был введен режим самоизоляции. В связи с новой угрозой организации «Швабе» в срочном порядке перестроили работу под усиленный выпуск оборудования для сдерживания новой инфекции.

В начале апреля УОМЗ досрочно передал партию из 10 наркозно-дыхательных аппаратов клиникам Екатеринбурга. Нужную аппаратуру получили Свердловский областной противотуберкулезный диспансер, Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн и Городская клиническая больница № 40. Последняя сегодня является основным приемным пунктом для пациентов с подтвержденным COVID-19.

Свои ресурсы к решению задачи подключил Лыткаринский завод оптического стекла (ЛЗОС) – ведущий в стране производитель оптического стекла, крупногабаритных астрономических зеркал, оптических деталей и приборов. Предприятие оперативно наладило выпуск дыхательных контуров и фильтров для вентиляции легких.

Однако не менее важным, чем лечение болезни, является ее предупреждение. Для этого на КМЗ и ЛЗОС начали разрабатывать и выпускать тепловизионные комплексы, которые практически мгновенно выявляют в толпе людей с высокой температурой – очевидным признаком наличия в организме инфекции.

Инфракрасная система измерения температуры IR236
Инфракрасная система измерения температуры IR236

В марте «Швабе» стал поставщиком этого и другого оборудования для эффективной борьбы с распространением коронавируса в России – в рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.03.2020 № 708-р. В качестве дополнительной меры на предприятии организовали горячую линию, где можно узнать о соответствующем оборудовании и его покупке.

За первые два месяца операторы холдинга обработали более 4400 заявок и отправили заказчикам свыше 24 тыс. единиц изделий – от тепловизионных комплексов до цифровых инфракрасных термометров.

Для всех и каждого

Медтехнику «Швабе» сегодня можно найти в лечебно-профилактических учреждениях всех регионов страны. Это, в частности, инкубаторы, наркозно-дыхательные аппараты, оборудование для искусственной вентиляции легких у новорожденных, аппараты для гинекологии и офтальмологии.

Холдинг активно участвует в реализации нацпроекта «Здравоохранение», одно из ключевых направлений которого ‒ борьба с онкологическими заболеваниями. В феврале 2020 года специалисты «Швабе» совместно с коллегами из Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого представили HIFU-комплекс для диагностики и лечения опухолей. Отечественный аппарат с высокой точностью воздействует на ранние новообразования и опухоли большого размера в молочной железе.

Направление офтальмологии представлено сразу несколькими предприятиями холдинга. В «Швабе – Технологическая лаборатория» разработали цифровые микроскопы МИС-462 и МИС-463, увеличивающие изображение до 800 и 530 крат соответственно. Загорский оптико-механический завод на протяжении многих лет является основным производителем щелевых ламп в России. А SWIR-камера московского НПО «Орион» в принципе имеет широкий спектр возможного применения – от проведения поисково-спасательных работ и оценки подлинности предметов искусства до медицины.

Залог успешной работы руководство «Швабе» видит во взаимодействии с представителями профсообщества. Холдинг сотрудничает с ведущими региональными и федеральными медцентрами, такими как Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова в Санкт-Петербурге и Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова; регулярно проводятся сессии, круглые столы, конгрессы и научно-практические конференции.

Но главное, уверено руководство холдинга, это постоянный контакт с конечным потребителем – то есть с врачами. «Мы по праву гордимся уровнем своей работы, тех изделий, которые выпускают предприятия в составе “Швабе”. Наша деятельность связана с созданием техники для спасения жизней людей. Это гигантская ответственность, и вряд ли бы удалось с ней справиться без обратной связи с врачами. Именно их отзывы, критика и замечания позволяют нам не только держать, но постоянно повышать планку качества. Спасибо им за это», – отмечает заместитель генерального директора «Швабе» Иван Ожгихин.