Найти тему
Николай Татаров

ПОЗНАНИЕ ДУШИ

Оглавление

В этом канале представлено Учение о семи Я – учение о 7 ролях коллектива, 7 ликах души, 7 типах характера.

Суть Учения о 7Я (теории семи Я) такова:

Очевидно, что семья – это 7 каких-то Я. Потому и пишут через семёрку: «семь Я» или «7Я».

Семья – не просто коллектив, связанный узами брака и родства. Семья – это обязательно сложившийся, притёртый коллектив.

В любом коллективе отношения выстраиваются не сразу. Людям надо притереться. Каждому надо «поставить» себя, занять своё «положение», найти себе «место», получить свою роль.

Всего в коллективе 7 «мест», ролей, «положений». Поэтому семья – это коллектив из 7Я.

Каждая роль (психороль) порождает соответствующий ей тип характера (психотип). Поэтому Учение о 7Я – это не только учение о 7 ролях коллектива, но и учение о 7 типах характера. Очевидно, что семья – это 7 каких-то Я. Потому и пишут через семёрку: «семь Я» или «7Я».

Характер человека не сводится к одному из типов. В каждом человеке живут 7 его Я. Однако в характерах разных людей различное соотношение этих семи Я. Некоторых Я в характере избыток, а других Я – недостаток. Роли, качеств которых в характере избыток, называем превалирующими ролями. Наиболее превалирующая роль – доминанта характера.

Символом (эмблемой, знаком) Учения о 7Я является логотип 7Я:

© Логотип 7Я является объектом авторского права и принадлежит Николаю Михайловичу Татарову – автору этого Дзен-канала и книги «7Я. Краткий курс».
© Логотип 7Я является объектом авторского права и принадлежит Николаю Михайловичу Татарову – автору этого Дзен-канала и книги «7Я. Краткий курс».

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ (СТИЛЬ, ВЗГЛЯДЫ, ПОСТУПКИ)

У каждого типа характера есть свои особенности: свой стиль, свои взгляды на мир, свои поступки. Через эти особенности можно ухватить различие между 7 типами характеров.

Характер человека отражается в стиле его одежды.

  • Стиль Героя – это авангард, если вообще у него есть какой-то стиль. Обычно Героев не интересует их внешний вид. Они надевают то, что ближе лежит. Одеваются же в стиле авангард те, кто «косят» под Героя, кто стилизуется под Героя.
  • Стиль Шкурника – это военно-спортивный стиль (удобный и функциональный).
  • Стиль Простака – это ширпотреб (как у всех).
  • Стиль Злодея-Педанта – это классика (строгий стиль, благородная простота, подчёркнутый отказ от излишеств).
  • Стиль Кумира – это пышность и роскошь, это яркие и броские цвета чтобы выразить свою индивидуальность.
  • Стиль Хитреца – это серая невзрачность, это стиль шпиона.
  • Стиль Жертвы – это нежный гламур и цвета невинности.

У каждого типа свои жизненные идеалы и ценности.

  • Для Героя – это огонь, страсть, вдохновение и упоение.
  • Для Шкурника – эффективность, рациональность, выгода.
  • Для Простака – верность, товарищество, единение и взаимовыручка. Чтобы было без обид.
  • Для Педанта – стойкость и надёжность, порядок и аккуратность.
  • Для Кумира – престиж и успех, радость и благополучие, достоинство и самоуважение.
  • Для Хитреца – очищение и оправдание, заглаживание вины, смытие пятен позора.
  • Для Жертвы – служение светлому и высокому, жертвенность.

У каждого типа свой взгляд на мир.

  • Для Героя всё в мире делится на скучное, увлекательное и милое. Простое для Героя скучно, а трудное – увлекательно.
  • Для Шкурника всё в мире делится на глупое, подозрительное и вожделенное.
  • Для Простака мир делится на своих, чужих и непонятных.
  • Для Злодея мир делится на слабаков, хлюпиков, смутьянов и то, что нуждается в серьёзном к нему отношении.
  • Для Кумира всё в мире делится на низкое, смешное и несущественное, на которое можно махнуть рукой.
  • Для Хитреца всё в мире делится на неловкое, постыдное и мерзкое.
  • Для Жертвы всё в мире делится на великое, ужасное и печальное.

У каждого типа свой грех.

  • Грех Героя – непостоянство.
  • Грех Шкурника – жадность.
  • Грех Простака – тупость.
  • Грех Педанта – жестокость.
  • Грех Кумира – заносчивость.
  • Грех Хитреца – подлость.
  • Грех Жертвы – отчаяние.

Суть каждого из 7 типов характеров можно ухватить по поведению в той или иной ситуации.

Во время пьянки…

  • Герой пытается всех увлечь в какое-то приключение: «пойти по бабам», набить вон тем морду.
  • Шкурника «пробивает на измену». Он пытается перепрятать ценности («…тиха украинская ночь, но сало надо перепрятать»). Поутру после попойки свои перепрятанные вещи он найти не может, зато обнаруживает у себя новые вещи – где-то по пути к рукам прилипли.
  • Простак переживает обиды, рассказывает, как начальники простой народ обижают, но в итоге он уйдёт с Героем.
  • Злодей поначалу занудствует, но в конце может стать злым и агрессивным.
  • Кумира сперва «пробивает на хавчик», а когда он насытится, то начинает красноречиво болтать и похваляться.
  • Хитрец витийствует и постоянно оправдывается. При этом сам он почти не пьёт, но подливает другим.
  • Жертва «плачет в жилетку» и пытается исповедаться.

В бою на войне…

  • Герой, расстреляв в горячке боя все патроны, бросится с гранатой на танк или побежит в штыковую атаку.
  • Простак, влекомый чувством «Мы», побежит следом за своим другом-Героем.
  • Шкурник будет экономить патроны, поэтому весь запас патронов не израсходует. После боя он пойдёт собирать трофеи. Займётся мародёрством.
  • Злодей перед боем будет долго и тщательно рыть окоп, будет аккуратно выкладывать бруствер, педантично укладывать гранаты в вырытые ниши. В бою он подпустит врага поближе и саданёт в упор, будет бить наверняка, чтоб никто не ушёл. После боя он добьёт раненых.
  • Кумира в бою видно не будет, но перед боем он будет всеми командовать и всех поучать, а после боя непременно хвастливо расскажет о своих подвигах, что «если бы не он…».
  • Хитрец будет служить писарем при штабе или адъютантом командующего и в бою участия не примет. Место Хитреца в контрразведке. Он шпионов нюхом чует.
  • Жертва будет парализована ужасом и со смирением примет свою участь.

Нечто похожее произойдёт на пожаре…

  • Герой бросится спасать кого-то из огня (мальчик спасает жалобно мяукающего котёнка).
  • Простак, влекомый чувством «Мы», побежит следом за своим другом-Героем.
  • Шкурник попытается прихватить, что плохо лежит.
  • Злодей может попытаться навести во всем этом какой-то порядок, а после пожара проведёт расследование и накажет виновных со всей строгостью.
  • Кумир будет всеми командовать, пытаться организовать тушение пожара, но сам к огню близко не подойдёт.
  • Хитреца на пожаре не будет, хотя потом, возможно, он будет чувствовать стыд и неловкость за своё поведение.
  • Жертва будет парализована ужасом зрелища. Будет плакать.

Кто чего в жизни ищет…

  • Герой жаждет огня, ищет накал страстей.
  • Простак хочет приобщиться к коллективу, чтобы всё было понятно и без обид.
  • Шкурник хочет всё рационализовать, из всего выжать выгоду, на всём сделать деньги.
  • Злодей во всём будет пытаться твёрдой рукой навести порядок.
  • Кумир из всего будет делать шоу, праздник, карнавал с собой в главной роли.
  • Хитрец хочет во всем видеть игру ума, изящество и тонкость мысли.
  • Жертва жаждет красоты, которая должна, по её мнению, спасти мир. Хочет прекрасного и возвышенного.

Как появляется новое.

  • Всё начинается с того, что разум Жертвы осеняет светлая мысль. Этот «очкастый умник» придумывает нечто новое, потрясающее воображение и рассказывает об этом Герою.
  • Герой-Энтузиаст загорается новой идеей и бросается воплощать её. Новое всегда продвигают энтузиасты.
  • Простак помогает своему другу Герою.
  • Когда Герой остывает к новому, за дело берётся прагматичный Шкурник. Он отбрасывает всё лишнее, упрощает, доводит до работающего образца и выгодно продаёт.
  • Педант доводит конструкцию до совершенства, отлаживает её, выжимает из неё все, на что она способна. Получается шедевр.
  • Кумир, убеждённый, что всё в этом мире делается только для него, красиво похваляется тем, как он пользуется этой вещью. Это круто, понтово, модно.
  • Хитрец подпоёт Кумиру.

Как эффективно использовать сочетаний людей с разными типами характеров.

  • За покупками хорошо посылать Шкурника вместе с Педантом. При этом распоряжаться деньгами надо поручать Педанту. Если дать деньги Шкурнику, он, невзирая на качество, купит самый дешёвый товар и прикарманит часть денег. Если дать деньги Педанту, он найдёт высококачественный товар и попытается купить его, невзирая на высокую цену. Шкурник не согласится с высокой ценой и найдёт точно такой же товар, но по самой низкой цене. При этом Шкурник предложит Педанту поделить между собой разницу в цене. Педант честный человек. Он не согласится на предложение Шкурника. В итоге будет куплен высококачественный товар по самой низкой для этого товара цене на рынке.
  • На разведку в глубокий тыл противника надо посылать Героя вместе с Хитрецом. Герой быстро обзаведётся друзьями и любовницами, через которых откроются возможности для добывания важных сведений. Герой не заметит этих возможностей – он будет искать кураж и ловить драйв. Однако открывшиеся возможности заметит Хитрец. Он напомнит Герою, что их прислали сюда с важным заданием и попытается оттащить Героя от баб. Разумеется, распоряжаться деньгами надо поручать Хитрецу. Если дать деньги Герою, он растранжирит их в первые же дни.

ВОЗРАСТ, ПОЛ И ХАРАКТЕР

С возрастом характер человека меняется. В юности и молодости организм человека полон сил и энергии, поэтому героический характер молодым людям свойственен в большей степени, нежели пожилым. Героическое начало в человеке – это дух молодости, это энергия молодости. С годами энергетика организма ослабевает и в характере человека всё сильнее и сильнее начинают проявляться качества других ролей.

Когда человеку говорят: «Ну когда же ты наконец повзрослеешь? Когда начнёшь серьёзно к жизни относиться», – это означает, что ждут изменение героической доминанты характера на педантскую доминанту. А ежели говорят: «Ну, когда же ты наконец повзрослеешь, когда бросишь своё ребячество и мальчишество, остепенишься, станешь солидным, важным и достойным?» – это значит, что под словом «повзрослеть» понимают изменение героической доминанты характера на кумирскую доминанту.

Тот, кто «повзрослел», – он уже не может себе позволить пробежаться вприпрыжку, попрыгать на одной ноге, азартно погонять мяч с мальчишками – «ведь несолидно, возраст уже не тот!». «Повзрослевший» должен быть важным и спесивым, должен торжественно шествовать с гордо поднятой головой. Но дело тут не в возрасте, а в роли.

Герои не «взрослеют». Они остаются азартными и вдохновенными «мальчишками» до седых волос, до старости. Про них говорят, что «душа у них молодая».

Генералиссимус Суворов до самой смерти был задорен, как мальчишка. Чтобы поднять войска в поход, он поутру кричал петухом, а перед Рымникским сражением, в свои 60 лет, не задумываясь о солидности поступка, залез на вершину самого высокого дерева, чтобы осмотреть позиции противника. Он вел себя явно несолидно, недостойно, по-мальчишески. Оттого солдаты верили ему, шли в бой на смерть и побеждали.

Суворов не любил пребывать в роли Кумира. Когда русские войска вступали в Милан, Суворов приказал своему денщику надеть роскошный, шитый золотом мундир и раскланиваться публике вместо себя.

Суворов часто говорил: «Вывеска дураков – гордость». Это верно. Чем глупее человек, тем более он стремится пребывать в гордой позе, тем более он лелеет в себе чувство собственного достоинства, тем более он стремится занять роль «центрального», «главного» – роль Кумира.

К старости энергетика организма ослабевает, человека начинают одолевать злые болезни. Поэтому многим пожилым людям становится близка роль Жертвы. Они начинают чаще задумываться о Боге, о спасении души, о тщетности бытия.

Нет исключительно мужских или исключительно женских чувств, нет исключительно мужских или исключительно женских ролей. Иногда говорят про мужчину, что у него женский («бабский») характер, а про женщину, – что у неё мужской характер. Это связано с тем, что в традиционном обществе было чёткое распределение функций мужчины и женщины. Соответственно были «мужские» роли и «женские», «мужские» эмоции и «женские». В урбанистическом обществе нет такого чёткого разделения ролей на «мужские» и «женские». В современном обществе стало гораздо больше мужчин с «женским» характером и женщин с «мужским».

ЛЮДИ И ЖИВОТНЫЕ

С древних времён человек живёт вместе с прирученными им домашними животными. Коровы и лошади, овцы и свиньи, кошки и собаки, утки и гуси – всех этих и других животных человек смог приручить и одомашнить благодаря своему животному началу – своей душе. Животноводство возникло исключительно благодаря животному началу в человеке.

Когда животные и люди живут вместе, то возникает общий коллектив, общая стая, общение в которой происходит на общем для всех одушевлённых существ языке – на языке души, на языке чувств и эмоций.

Между домашними животными бывают разные отношения. Иногда животные дружат между собой, а иногда враждуют. Бывает, что телёнок с поросёнком дружат между собой и спят в хлеву вместе. Про отношения вражды говорят: «живут, как кошка с собакой». Хотя часто кошки и собаки дружат между собой, если живут в одной семье.

Распределение членов коллектива по 7 ролям (по 7Я) не является исключительной особенностью какой-либо расы, народа или всего рода человеческого. Не всегда в коллективе (стае), состоящей из людей и животных, человек выполняет роль главы. Бывает, что роль главы выполняет собака. Есть такие собаки, которые даже спят на кровати между супругами. Забавно слушать объяснения «хозяев» собаки по поводу ее беспредельной наглости, мол, порода у неё такая. Но тут дело не в породе собаки, а в её роли в данной семье (в данном коллективе). Но всё же чаще всего собаки выполняют роль Простака-Друга, поэтому им и дают соответствующие имена – «Друг» или «Дружок». Не зря говорят, что «собака – друг человека».

Одинокие люди или бездетные семьи обычно заводят домашних животных. Они заводят себе друзей или тех, о ком можно заботиться. Животным в семье-стае отводятся роли, дополняющие характеры хозяев. Поэтому по характеру домашних животных можно судить о характере их хозяев.

Тот факт, что животные тоже обладают характером давно заметили натуралисты. Например, Сетон-Томпсон даже написал книги: «Животные-Герои» и «Судьба гонимых», где описал соответствующие характерам биографии животных.

ПОРТРЕТ ДУШИ

Чтобы понять склад характера человека надо составить его психический портрет, т. е. портрет души. Для этого надо провести исследование (анализ) его души, т. е. провести психоанализ его личности.

Исследование души состоит из 2-х этапов:

  • Сначала надо выявить превалирующие роли, надо выяснить, качеств каких ролей (каких «Я») в характере переизбыток, а каких – недостаток;
  • Затем надо распределить роли по степени их предпочтительности для этого человека. Наиболее предпочитаемая роль – это доминанта характера (основное «Я» человека), менее предпочитаемая роль – его второе «Я», ещё менее предпочитаемая роль – его третье «Я» и т. д.

Мысленно перебирая роль за ролью, вспоминая жизненные ситуации, в которых ярко проявлялись те или иные черты характера, отмечая побудительные мотивы поступков, надо решить, качеств каких ролей (каких «Я») в характере переизбыток, а каких – недостаток.

По итогам исследования души можно составить психический портрет человека (портрет души), который, например, может выглядеть так:

Роль     Избыток (+) или Недостаток (–)

 Герой               +
 Хитрец            –
 Жертва           – –
 Шкурник       +
 Простак         –
 Кумир             + +
 Злодей           +

Знак «плюс» (+) означает избыток качеств роли в характере. Два знака «плюс» (++) – переизбыток. Аналогично: знак «минус» (–) означает недостаток качеств роли в характере, а два минуса (– –) – большой недостаток.

Необязательно составлять полный портрет души. Обычно для определения склада характера человека достаточно выявить 2-3 превалирующие в его характере роли.

ТРОЕ ИЗ ПРОСТОКВАШИНО

В учебных целях можно попрактиковаться в определении склада характеров у персонажей известных сказок, романов, фильмов.

Вот задача на выявление превалирующих ролей в характерах персонажей мультфильма «Трое из Простоквашино»: мальчика Фёдора (его зовут «дядя Фёдор»), кота Матроскина и пса Шарика.

Дядя Фёдор является инициатором и зачинщиком в коллективе. Он способен увлекать коллектив за собой – именно по его инициативе весь коллектив уезжает в Простоквашино. Дядя Фёдор жалостливый. Он, в итоге, возвращается в город, но только потому, что жалеет маму с папой. А может он вернулся ещё и потому, что надоело ему жить в Простоквашино. Скорее всего, в характере дяди Фёдора превалирует роль Героя.

Матроскин – ярко выраженный Шкурник. Он прижимистый и недоверчивый. Когда в доме появляется скворчонок, Матроскин говорит: «Сдаётся мне, зря мы его кормим» – и решает пристроить птичку к делу. Он выучивает скворца говорить «кто там-м-м?!», чтобы: «Если кто захочет у нас что-нибудь своровать, постучит в дверь, а ему ответят «кто там-м-м?!» – тот подумает, что дома кто-то есть, и ничего воровать не будет!» Шкурники всегда всех подозревают в стремлении украсть, ибо сами не прочь…

Шкурникам свойствен прагматичный, потребительский подход к людям. Они норовят всех к делу пристроить. Поэтому, когда приезжает Дядя Фёдор, Матроскин радуется: «Ура! Мой любимый Дядя Фёдор приехал! Теперь мы вдвое больше сена для моей коровы заготовим!»

Шарику Матроскин говорит: «Нет от тебя в доме пользы – так, может, из тебя ездовую собаку сделать? Давай тебя продадим!». Шкурники – хозяйственные. Оттого в доме у Матроскина и молока много: во всех вёдрах, тазах, и даже в умывальнике молоко налито. Как настоящий Шкурник, Матроскин всё время почёсывается.

Когда надо обмануть почтальона Печкина, Матроскин выдумывает весьма характерный для Шкурника рассказ про своего дядю, который якобы живет у сторожа на гуталиновой фабрике и оттого шлёт всем родственникам ворованный гуталин. У Матроскина в голове не укладывается, как можно сторожить что-то и при этом не воровать то, что сторожишь.

О предыдущей жизни Матроскина известно, что он жил на корабле. Зная шкурный характер Матроскина, можно предположить, что выгнали его с корабля за воровство.

В мультфильме есть характерный эпизод. Во время охоты Шарик тонет в пруду. На дно его утянуло тяжёлое ружьё. Проплывавший мимо бобёр говорит Шарику: «Отпусти ружьё, и ты всплывёшь». Шарик отвечает: «Если я домой без ружья вернусь, меня Матроскин совсем со свету сживёт. За ружьё ведь деньги плачены, а моя жизнь бесплатная! Останусь здесь» – и обречённо ложится на дно рядом с ружьём.

В характере кота Матроскина, кроме роли Шкурника ещё явно превалирует роль Кумира. Он стал главным в коллективе, когда дядя Фёдор уехал в город. Матроскин явно подмял под себя пса Шарика.

Псу Шарику отведена роль Простака. Характерно то, что Шарик мало говорит и часто обижается на Матроскина. В конце концов, отношения Матроскина и Шарика заканчиваются забастовкой Шарика. Он фактически объявляет бойкот, перестаёт разговаривать с Матроскиным и только рисует на печке «фиг вам!». После этого всякая деятельность в хозяйстве прекращается.

Следует заметить, что в прототипе мультфильма – сказке Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» – характеры описаны несколько иначе, нежели они отражены в мультфильме «Трое из Простоквашино». Поэтому мультфильм является самостоятельным произведением, хоть и сделанным по мотивам сказки.

ЧЕТЫРЕ МУШКЕТЕРА

Вот ещё задача на выявление превалирующих ролей в характерах персонажей романа Александра Дюма «Три мушкетёра»: Атоса, Портоса, Арамиса и примкнувшего к ним Д’Артаньяна.

Атос твёрдый и правдивый, замкнутый и молчаливый, холодный и жестокий. Он единственный, кто не сжалился над миледи и твёрдой рукой казнил её. Когда Атос направил на миледи пистолет и сказал, что выстрелит, если миледи не отдаст ему бумагу кардинала Ришелье, то миледи отдала ему бумагу, ибо знала твёрдость Атоса и не сомневалась, что он выстрелит. Именно Атос, будучи мужем миледи и страстно любив её, всё же безжалостно повесил её, как только увидел клеймо не её плече. Итак, в характере Атоса явно доминирует роль Злодея.

Портос глуп, тщеславен, хвастлив, заносчив, обожает роскошь и всё блестящее. Он любит вкусно и обильно поесть. Портос столь же тщеславен и в романе «Десять лет спустя» (заказывая костюм, он требует, чтобы «золото было повсюду»), сколь и в первом романе «Три мушкетёра», где он в летнюю жару носил плащ на шитой спереди золотом перевязи, которая со стороны спины была из обычной кожи. «Понт» для Портоса превыше всего. В романе «Двадцать лет спустя» он ввязывается в приключения только ради титула «барон». А ещё Портос любит вкусно и обильно поесть. Итак, в характере Портоса явно доминирует роль Кумира.

В романе «Три мушкетёра» есть эпизод, в котором ярко проявилось различие характеров Атоса и Портоса. У Атоса была шпага с очень дорогим эфесом, которая висела на стене его комнаты. Атос не носил эту шпагу, не «понтовался» с нею. Тщеславный Портос попросил у Атоса поносить эту шпагу. В ответ Атос собрал все деньги, которые у него были, и предложил их Портосу, а про шпагу сказал, что она покинет комнату, лишь когда комнату покинет сам хозяин. Люди с твёрдым характером умеют так отвечать «нет», что второй раз их уже не спросят.

Арамис хитёр и скрытен. В его жизни есть тайная сторона. Он умеет составить двусмысленный текст письма. Он знает подходы к сильным мира сего. Мушкетёры посмеиваются над лицемерной, с их точки зрения, склонностью Арамиса к религии. В итоге Арамис сделал блистательную карьеру в тайном ордене иезуитов, проявив себя мастером интриги. Итак, в характере Арамиса доминирует роль Хитреца.

Вместе с тем, Арамис действительно склонен к религии. После нескольких попыток удалиться от мирских дел и приключений, он, в конце концов, принимает духовный сан. Это значит, что роль Жертвы является одной из превалирующих ролей в характере Арамиса.

Азартный и вдохновенный Д’Артаньян явно обладает героическим характером. Азарт и вдохновение Д’Артаньяна проявились в схватке с де Жуссаком. Вот как эту схватку описал А.Дюма:

Сердце молодого гасконца билось так сильно, что готово было разорваться от страха. Он… кружил вокруг своего противника, как волчок, двадцать раз в минуту меняя тактику и местоположение.

Д’Артаньян способен увлекать за собой. Именно Д’Артаньян вовлёк трёх мушкетёров в опасные приключения, связанные с бриллиантовыми подвесками.

Различие характеров Атоса и Д’Артаньяна проявились в их манере драться на шпагах. В романе «Двадцать лет спустя» описан эпизод их схватки на пустынной ночной дороге, когда Д’Артаньян преследовал сбежавшего герцога де Бофора. В этой схватке Д’Артаньян азартно атакует, а Атос твёрдой рукой отбивает все выпады. Этот эпизод иллюстрирует ролевую связку Героя и Злодея-Педанта с твёрдой рукой. О таких поединках поэты пишут как о столкновении льда и пламени.

Д’Артаньяну удалось войти в коллектив друзей-мушкетёров на свойственной ему роли Героя потому, что в коллективе мушкетёров роль Героя была вакантна.

С возрастом характер меняется. С возрастом у Д’Артаньяна начинает проявляется ещё и хитрость. Дюма называет Д’Артаньяна хитрым гасконцем. Можно предположить, что роль Хитреца была вторым «Я» характера Д’Артаньяна. А с возрастом, когда энергетика организма ослабевает и героизма становится всё меньше и меньше, второе негероическое «Я» начинает проявляться всё ярче и ярче.

О ЖАДИНАХ, ХВАСТУНАХ И ДУРАКАХ

Вот ещё задача. Надо выяснить о каких типах характера идёт речь в песне кота Базилио и лисы Алисы «О жадинах, хвастунах и дураках» из фильма «Приключения Буратино» (Слова Б. Окуджавы, музыка А. Рыбникова):

Какое небо голубое,
Мы не сторонники разбоя:
На хвастуна не нужен нож, ему немножко подпоешь
И делай с ним, что хошь.

В этом куплете песни речь о людях, в характере которых доминирует роль Кумира. Такие люди склонны к хвастовству. Они желают возвысится в глазах окружающих. Любят делать широкие жесты, «кидать понты». Достаточно подпеть немного хвастуну-Кумиру, дать ему побыть на любимой им роли, и он начнёт проявлять щедрость, шиковать, швыряться деньгами, делать широкие жесты, «сбрасывать с барского плеча» и т. д. Жулики пользуются этой чертой характера.

Следующий куплет про жадину:

На жадину не нужен нож, -
Ему покажешь медный грош
И делай с ним, что хошь!

В этом куплете песни речь о людях, в характере которых доминирует роль Шкурника. А Шкурники жадные. Из желания не упустить «медный грош» они готовы сделать что угодно. Про них говорят: «удавится за копейку».

Следующий куплет про дурака:

На дурака не нужен нож, -
Ему с три короба наврешь
И делай с ним, что хошь!

В этом куплете песни речь о людях, в характере которых доминирует роль Простака. Цель жуликов – найти простачка, наврать ему «с три короба», запутать его, и, в итоге, обмануть простого человека.

Итак, в песне кота Базилио и лисы Алисы «О жадинах, хвастунах и дураках» речь идёт о способах игры на чувствительных струнах души трёх типов людей: Кумиров, Шкурников и Простаков.

Разумеется, для каждой роли, для каждого типа характера есть свои способы эффективного воздействия, свои методы манипулирования.

РОЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ

Предлагается самостоятельно решить несколько ролевых задач. Требуется провести психоанализ (анализ души), т.е. выявить превалирующие роли характера и составить портрет души.

Задача №1

Провести анализ души застенчивого воришки из романа «12 стульев»:

«Завхоз 2-го дома Старсобеса был застенчивый ворюга. Все существо его протестовало против краж, но не красть он не мог. Он крал, и ему было стыдно. Крал он постоянно, постоянно стыдился, и поэтому его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза».

Задача №2

Говорят, что два медведя не уживаются в одной берлоге. Требуется указать превалирующие роли в характере «медведей» и объяснить, почему они не уживаются в одной берлоге.

Задача №3

Провести психоанализ «Мымры-начальницы», которую играет Алиса Фрейндлих в фильме «Служебный роман». При составлении психического портрета следует обратить внимание на роли, которые не превалируют в характере «Мымры», однако благодаря этим ролям произошло превращение «Мымры» во влюблённую женщину.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО – ЭТО 7Я

Принцип распределения по 7 ролям, по 7 Я – это всеобщий, универсальный принцип устройства всех коллективов – и малых, и больших. Всякий большой, многочисленный коллектив стремится к разделению на 7 частей – на 7 подколлективов, на 7 групп, на 7 компаний, на 7 семей. Стремится – это не значит, что достигает, но всё же стремится. В большом коллективе выделяются маленькие подколлективы – компании друзей и приятелей, которые стремятся стать сложившимися, притёртыми коллективами – т. е. стремятся превратиться в 7Я.

Подколлективы (группы, компании, семьи) разбирают роли в большом коллективе и, в конечном итоге, каждый подколлектив приобретает свой общегрупповой характер. Внутри себя каждый подколлектив (группа, семья, компания) стремится распределить характеры по 7Я, но снаружи он выглядит как целостность со своим общегрупповым характером, который добавляет к характеру каждого из его членов некие общегрупповые черты.

Стремление коллективов к разделению по 7Я – есть та причина, благодаря которой человечество обладает этнической структурой. Человечество не является безликой однородной массой людей, а разделено на народы, обладающие своим национальным характером.

Принцип 7Я масштабируется на всё человечество. Человечество – это большой коллектив, который разделяется на 7 больших сообществ – на 7 «миров», 7 «цивилизаций», 7 суперэтносов:

  1. Российский («евразийский») суперэтнос;
  2. «Евроатлантический» суперэтнос («западный мир», «западная цивилизация»);
  3. «Южный» («мусульманский») суперэтнос, «мир ислама» (от Марокко до Кашгарии);
  4. «Восточный» (восточноазиатский) суперэтнос (Китай, Япония, Корея…);
  5. Индийский суперэтнос;
  6. Латиноамериканский суперэтнос («латиносы»);
  7. Африканский суперэтнос (чернокожие народы Центральной и Южной Африки).

Каждый суперэтнос обладает своим суперэтническим характером в семье суперэтносов человечества. Внутри себя каждый суперэтнос, в свою очередь, разделяется по принципу 7Я на этносы (нации, народы), обладающие своим национальным характером внутри своего суперэтноса. А каждый народ (этнос), в свою очередь, подразделяется по принципу 7Я на субэтносы, которые обладают своим субэтническим характером внутри своего этноса (народа).

Иначе говоря, этнической иерархии человечества (суперэнос, этнос, субэтнос и т. д.) соответствует иерархия характеров – суперэтнических, этнических, субэтнических, краевых, местных и т. д.

В этом состоит суть теории этносферы, которая определят суть этнологии (народоведенья) и суть этнопсихологии (теории национальных характеров).

ПОЗНАТЬ СЕБЯ – ПОНЯТЬ ЛЮДЕЙ

Вся вторая половина человеческой жизни составляется обыкновенно из одних только накопленных в первую половину привычек.
(Ф. М. Достоевский)

Люди живут в обществе, в семье, в коллективе. Каждый человек, хочет он того или нет, волей-неволей вынужден вступать в отношения с другими людьми. Жизнь каждого человека неминуемо связана с перипетиями отношений и, подчас, столкновениями характеров. Люди дружат и враждуют, сотрудничают и ссорятся, влюбляются и расстаются. Чтобы избежать трудностей и ошибок в отношениях с окружающими, надо научиться разбираться в людях. Надо понимать, что от какого человека можно ждать, в чём на кого рассчитывать, в каких делах на кого полагаться, какие с кем строить отношения, а с кем и вовсе никаких отношений строить не надо.

Люди разные. У каждого человека свой склад характера, свои ценности, свои приоритеты. Нельзя судить по себе обо всех людях. Нельзя ко всем людям подходить с одной меркой. К каждому человеку нужен индивидуальный подход. А чтобы понять, какой именно подход нужен к конкретному человеку, надо провести анализ его характера и составить портрет его души.

Но начинать надо с себя. Чтобы научиться понимать людей надо разобраться в себе, в своей душе, в своём характере. Человеку надо понять самого себя. Древние говорили: «познай себя – и ты познаешь мир». Это означает: познаешь 7 начал своей души, познаешь 7 своих Я – поймёшь характеры других людей. Ведь характеры всех людей устроены одинаково. Все характеры складываются из 7 начал, из 7 ролей, из семи Я. Разница лишь в избытке или недостатке того или иного начала в характере конкретного человека.

Опираясь на Учение о 7Я, человек может познать себя, понять склад своего характера и составить портрет своей души. Не надо лукавить с собой. Портрет души должен быть честным. Никто не знает человека лучше его самого. Надо самому себе честно признаться в том, качеств каких ролей в характере недостаток, а каких – избыток. Ведь зачастую людям хочется приписать себе такие качества, каких нет. Мужчинам обычно хочется, чтобы в характере было побольше героического начала и мужественности, а почти каждая женщина уверена, что никто не обладает таким чувством красоты и гармонии, как она.

Важно понимать: склад характера, какой бы он ни был, – это не хорошо и не плохо. Превалирующие в характере роли – это лишь особенности характера, которые могут быть недостатками, а могут быть и достоинствами, могут быть конкурентными преимуществами человека.

Портрет своей души может нравиться самому человеку или нравится. Но важно понимать: человек имеет право быть собой – имеет право обладать таким складом характера, какой у него сложился. Не надо пытаться резко изменить свой характер, не надо ломать себя. Ни к чему хорошему это привести не может. Особенно для человека зрелого возраста, характер которого уже сложился, сформировался. Другое дело, что надо уметь контролировать себя, надо управлять своими эмоциями и поступками: где-то себя сдерживать, а где-то подстёгивать. Пока человек себя не контролирует, превалирующие роли его характера чаще всего проявляются как недостатки, которые мешают человеку формулировать и добиваться жизненных целей.

Честный портрет своей души нужен человеку, чтобы начать путь к себе и, в конечном итоге, обрести себя, научиться быть собой. Искусство быть собой – это искусство превращать свои недостатки в достоинства, в конкурентные преимущества.

Познав себя, человек сможет направлять себя, использовать склад своего характера для достижения жизненного успеха. Он может сделать превалирующие роли характера своими конкурентными преимуществами. Для этого надо найти «своё дело», которое востребует черты сложившегося характера, ибо превалирующие в характере роли являются конкурентными преимуществами только в тех областях деятельности, в которых востребованы качества этих ролей.

Надо «использовать себя по назначению». Не зря говорят: «Не в свои сани не садись». Например:

  • Если в характере не хватает шкурности – не надо заниматься бизнесом.
  • Если в характере не хватает представительности – не надо пытаться стать начальником.
  • Если в душе не хватает чувства прекрасного и возвышенного – не надо заниматься художественным дизайном.

Вообще говоря, есть 3 условия, выполнив которые можно стать успешным человеком:

  • Не ошибиться с выбором жизненного пути (стратегического направления жизни).
    Фрэнсис Бэкон говорил: «
    Ковыляющий по прямой дороге, опередит бегущего, который сбился с пути».
  • Не совершить крупных непоправимых ошибок (не «сломать себе жизнь»).
  • Использовать шансы и возможности, предоставляемые судьбой.

Процесс познания своей души сопровождается оздоровлением души, а иногда даже исцелением души. Исцелять душу нужно в случае душевной болезни – такого отклонения в характере человека, при котором наблюдается чрезвычайный переизбыток или чрезвычайный недостаток качеств каких-то ролей. Т.е. когда в портрете души напротив некоторых ролей хочется поставить не 2 плюса или минуса, а 3.

Составляя портрет своей души, наблюдая за собой и своими поступками, человек чаще заглядывает в свою душу, подлавливает себя на тех ли иных позывах. Понемногу человек открывает для себя чувства, которые раньше считал не заслуживающими внимания. Он открывает в себе роли, которые прежде были мало проявлены в его характере. В итоге характер начинает выравниваться, явные перекосы начинают выправляться. Превалирующие прежде роли уже выпирают не столь явно. Характер человека немного меняется. Так происходит самосовершенствование, приводящее к оздоровлению души.

По мере познания и оздоровления своей души человек не только учится быть собой, но и учится быть разным. Искусство быть разным – это искусство перевоплощения, искусство на время становиться другим. Уметь быть разным – это значит не ограничивать себя какой-то одной ролью, каким-то одним набором чувств. Ведь так же, как в азбуке нет «плохих» букв, а в арифметике нет «вредных» цифр, так и в душе нет ненужных, «вредных» чувств, эмоций, настроений. Другое дело что, так же, как в словах есть неуместные буквы, так и в разных ситуациях бывают неуместные чувства. Например, неуместно радоваться и смеяться в церкви или на похоронах. Там уместны другие чувства.

Про театр жизни, про маски и роли написано много хороших стихов от Шекспира до Высоцкого. Главное в театре жизни – это научиться отделять себя от ролей, как от жизненных ролей, так и от психических ролей. Вот пример:

Идут по дороге два человека. Один – надменный и напыщенный. Он идёт, гордо подняв голову, выпрямив спину, расправив плечи. За ним поодаль идёт женщина в чёрном платке и скромном одеянии церковной послушницы. Вопрос: чем отличаются их души? – Да лишь тем, что в их душах доминируют разные роли. В душе одного – роль Кумира, а у другой – роль Жертвы. Они когда-то сами себе такие роли выбрали и давно с ними свыклись. Но со временем маска становится лицом, а роль становится доминантой характера. Человек уже не играет роль, а живёт ею. Но от этого роль не перестаёт быть всего лишь ролью.

Познавая 7 своих Я, человек делает важное для себя открытие: оказывается, что те качества души, которые он почитал за своё «Я», на самом деле не более чем роль, которую он привык играть. И такую же роль играет не только он один.

Если человек думал, что его личность, его «Я» – это его твёрдость и непреклонность, его несокрушимость и непоколебимость его принципов, то это всего лишь роль Злодея, которую он привык играть, и которая стала доминантой его характера. А кроме него такую же роль играют миллионы других людей. Другой человек думал, что его «Я» – это его достоинство и превосходство. Но это всего лишь роль Кумира, которую он для себя выбрал. Третий человек думал, что он – это его духовность, его возвышенные чувства. Но это не более чем роль Жертвы-Поклонника, которую он себе выбрал. Четвёртый человек думал, что он – это его тонкость и обходительность, умение находить подход к людям и влиять на них. Но это не более чем роль Хитреца – его маска, которую он носит. Другое дело, что эти маски уже приросли к лицам, а роли стали судьбой.

У человека возникает вопрос: «А где же моё Я? В чём моя личная индивидуальность, моя неповторимость?» – Ответ таков: индивидуальность и неповторимость человека, если таковые и есть, находятся они не в его душе, не в его чувствах, не в ролях, которыми он живет или играет. Индивидуальность и неповторимость человека, если таковые у него есть, связаны не с его душой, не с его характером, а с его разумом – с его познаниями и свершениями.

Данная статья является фрагментом книги «7Я. Краткий курс».

Внимание!

© Представленное в этом Дзен-канале и в книге «7Я. Краткий курс» Учение о 7Я (теория семи Я) является составной частью ролевой теории чувств и отношений, которая создана в результате интеллектуальной деятельности, в силу чего является объектом авторского права и принадлежит её автору – Николаю Михайловичу Татарову.