Найти в Дзене
Кино - любовь моя

Такая красивая сказка и такая беспросветная быль

Посмотрела "Небеса на земле", 2008 г. Присоединяюсь к мнению всех видевших, что это настоящее произведение искусства. По-иному не может быть, в случае если снимает Дипа Мехта. Или Мира Наир, к примеру. Или П. Джа, Приядаршан, М. Бандаркар — серьёзные и большие индийские режиссеры не перевелись.

Перед нами унылая в своей безрадостной повседневности картина: семья полунищих индийских эмигрантов, ютящихся в тесном доме, живущих на головах друг у друга и, наверное, поэтому не любящих друг друга. Три семьи втиснуты в 3-4 комнатушки, крутятся все на одной кухоньке, работают из 7 только 2, все остальные на содержании, ожидается приезд ещё нескольких дальних родственников, которые поселятся здесь же. Днем комнаты на несколько часов сдаются постояльцам, чтоб заработать копейку, — кругом нужда. В семье жёсткое подчинение средневековым традициям, т. е. вертикаль власти свекрови (свекр почти бессловесен). Эта маленькая флегматичная женщина, скрытая неврастеничка, сжимает и давит в своих маленьких, но цепких ручках все проявления чувств и эмоций домашних, все желания, надежды, мечты. В её жизненной программе нет места проявлению индивидуальности домочадцев, любви, нежности, сочувствию, иному мнению. Чем она живет? Беспрекословным подчинением родственников лично ей (о муже она в этом плане не заботится).

Откуда взялся подобный монстр, кто его забросил в эту, в общем-то миролюбивую семью? У свекрови образно видится и читается на лбу, в вечно поджатых губках, в сощуренных глазках: я прошла этот длинный путь равнодушия и унижений, теперь ваша очередь, я терпела и молчала, теперь вы терпите от меня, по-другому в МОЕЙ семье не будет, так как по-другому не бывает вовсе. А если кто-то живет иначе, то это люди не нашего круга, не нашей веры, не нашего цвета кожи и вообще нелюди. И все молчат, терпят, отводят глаза, притворяются глухими и немыми, любящими и покорными детьми, внуками. Только иногда эта глухая защита прорывается всплесками раздражения друг на друга, на детей, но - упаси боже! - на мать. Она так умело манипулирует домашними, стравливая их друг с другом, что в результате никто никому не помогает, никто не объединяется, никто не дружит и никто никого не ЛЮБИТ в этой большой семейке.

Сюда попадает невестка Чанд в брак по договоренности. Жизнерадостная, образованная, романтичная девушка, желающая получше узнать своего незнакомого мужа и полюбить его и его семью. Но муж не желал этого брака, жену он не любит, она его раздражает и злит, как протеже мамаши. У него забот полна голова, он главный кормилец семьи, постоянно на взводе от мыслей, что от него всем что-то нужно. В общем, Чанд получила в мужья свою полную противоположность. Будучи одинокой и несчастной, не находя удовлетворения и реализации в жизни, девушка придумывает себе сказочный мир с реальными и фантастическими персонажами. В минуты унижения и боли она уходит туда, далеко, а сказка возьми да и сбудься! Невероятно, но героиня находит помощь у демонического персонажа, к кому мы бы обратились в последнюю очередь. Но в индийском фольклоре у этого персонажа не только враждебная сущность, но, главным образом, мудрость. Чанд вырывается из порочного круга, не понятая всей семьей, удивившая её и напугавшая. Может, она ещё будет счастлива… Понравилась П. Зинта.