Вадим Кораблев послушал Алдонина, Гусева и других людей из окружения.
В начале июня выяснилось, что «Зенит» хочет продлить контракт с Жирковым еще на один сезон. Это значит, что Петербург может быть самым долгим приключением в биографии Юрия, хотя его главной клуб – ЦСКА. Именно там он засиял и не потерялся среди звездных легионеров, взял первые трофеи, попал в сборную и приватизировал левый флаг.
Мы попросили людей, окружавших Жиркова в то время, объяснить, как тихий парень из Тамбова, от которого отказались «Спартак», «Локомотив» и «Динамо» Киев, стал большой частью русского футбола. И почему про него никто не говорит плохо.
Жирков вырвался в ЦСКА из однокомнатной квартиры, где жили шесть человек. В него поверил Артур Жорже
Виктор Панченко, агент и отец полузащитника Кирилла Панченко. Привел Жиркова в ЦСКА.
– Я дружил с агентом Виктором Егоровичем Халапурдиным, он очень тесно общался с Алексеем Петровичем Соколовым – большим бизнесменом, который занимался футболом. И его сын Николай тренировался вместе с Юрой. Соколов обратился ко мне: есть в Тамбове хороший мальчик Юра, 1983 года рождения. Куда его ни возят – никому не подходит.
Это был 2003 год, я поехал в Тамбов и посмотрел его: легко бежит, длинный шаг. Согласился, что парень должен заиграть. Тогда у меня уже были контакты с ЦСКА – после прихода Евгения Гинера. С 2000-го я помогал в становлении команды, получил лицензию агента ФИФА. Халапурдин был агентом ФИФА по играм, а я вместе с Игорем Завгородним и Константином Сарсанией – по игрокам. Мы были первыми и единственными, кто в России получил такие лицензии.
Первым, кого я привел в ЦСКА, был Вениамин Мандрыкин. А вторым – как раз Юра Жирков. После поездки в Тамбов я пришел к Гинеру и рассказал, что есть очень интересный 20-летний мальчик. Хорошо, что Гинер мне доверял: «Если ты на самом деле видишь здесь перспективу, давай действовать». Тогда еще недолго работал с ЦСКА, но знал, что не ошибусь. Плюс тамбовский «Спартак» выставил счет в размере 350 тысяч долларов. На тот момент серьезные деньги. Тем более за неизвестного парня, который нигде не играл.
Перед ЦСКА от Жиркова отказались Романцев и «Спартак», Суркис и «Динамо» Киев, еще «Локомотив» с Семиным и Игнатьевым. Потом, правда, Игнатьев снова просил его показать. Честно говоря, я думаю, что Соколов обратился ко мне от безысходности. Например, «Динамо» Киев могло легко перевести за Жиркова 50 тысяч, но Суркис сказал: «Какому-то Тамбову за какого-то мальчика еще и деньги платить?» Семин с Игнатьевым, по-моему, высказывались примерно в том же духе.
Потом мы поехали на турнир «Надежда» (турнир для молодых игроков Первого и Второго дивизионов, был чем-то вроде выставки талантов), уже почти был оформлен переход Юры в ЦСКА. Я сидел вместе с селекционерами «Спартака» Сергеем Горлуковичем и Борисом Поздняковым, вдруг услышал, как они переговариваются: Жиркова надо забирать, очень хороший мальчик. А я спокоен, потому что знаю, что он уже в ЦСКА. Команды жили в «Интуристе», и к Жиркову постоянно стучались в номер люди из клубов. Он тогда позвонил мне на «Нокию» и говорит: тут один пришел с агентским соглашением, второй предлагает деньги, третий – остаться в Краснодаре. Я его успокоил, сказал, чтобы просто не обращал внимания.
У Юры в Тамбове была тяжелая семейная ситуация, они вшестером ютились в однокомнатной квартире. Я тогда сказал Гинеру, что помимо зарплаты, Юре надо помочь с жильем.
Зарплату мы сделали, кажется, три тысячи долларов в месяц. И дополнительно дали 40 тысяч, чтобы семья Юры решила проблему с квартирой. 10% от соглашения должны были идти мне, но я решил комиссию не брать. Часть денег от трансфера тамбовский «Спартак» потратил на автобус для команды – тысяч 100, кажется. На остальные деньги закрыл долги. А автобус купили подержанный в Германии, он оказался с поддельными документами. Не мог никуда выезжать из Тамбова, а в итоге сгорел. Или его сожгли.
Юра сначала был очень легким, но потом заматерел, потренировавшись с основой. Появилась техника, когда с бразильцами в квадрате играл. Появился знаменитый черпачок, как говорил Сальков (отвечал в клубе за селекцию во второй половине нулевых ). Игроки его очень серьезно восприняли, он добился этого самоотдачей и талантом. Такой настоящий тамбовский волк.