Советский двухсерийный кинофильм режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова «Бег», снятый по произведениям Михаила Булгакова, появился на экранах в 1970 году. То есть черед 50 лет после описываемых в нем событий.
Теперь этим событиям – заключительным эпизодам гражданской войны в Украине перед походом в Крым на добивание белой армии барона Петра Врангеля – уже почти 100 лет. Прошло еще 50 лет, и гениальность замысла и его воплощения двумя режиссерами становится еще очевидной. Хотели Алов и Наумов или нет, но они гениально показали все бессмысленность гражданской войны, когда брат пошел на брата, отец на сына, а муж против жены.
Конечно, в условиях коммунистической цензуры они пытались смеяться над белыми и романтизировать красных. Но в том-то и дело, что белогвардейцы в «Беге» выглядят не менее, если не более привлекательными, чем эпизодически показанные красные.
Алов и Наумов выбрали хороший и, может быть, единственно возможный в тех условиях прием: красноармейцы у них показаны, как некая мощная грандиозная по размаху эпическая сила, несущая обновление под красным флагом. А вот белогвардейцы показаны в деталях, в быту, так сказать, который разъедает любое величие именно своей повседневной мелочностью. Особенно после того, как белые вынуждены были покинуть Россию и мыкаться то в Стамбуле, то в Париже, где даже генерал Чарнота, боевой бесстрашный генерал-рубака, вынужден продавать последние генеральские портки с лампасами и шляться по французской столице «дезабилье».
Но как показана в этом фильме конная атака красной кавалерии и ее сабельная сшибка с конницей белой! Гениально, в высшей степени романтично и идеологически правильно! Особенно в эпизоде с красным знаменем, развевающемся на ветру в стремительном беге к новой жизни.
Но потом красные бросают даже похороны своего командира, чтобы рубиться с белыми. По зову трубы и боя они скачут от могилы и исчезают за горизонтом. Эпично. В лучах солнца. Но ждет их там, за горизонтом встречная атака белой кавалерии. И рубка, рубка, рубка. Лютая, бескомпромиссная, беспощадная – или ты, или тебя.
А молодая девушка, глядя на эту мясорубку, беззвучно шепчет «Не надо» и закрывает глаза своей козе. Потому что рубка-то еще и бессмысленная. Она унесла столько жизней не только в этом поле, но по всей стране. И вот прошло 100 лет, и где те идеалы, за которые в капусту искрошили другу друга те конники?
И очень хорошо, что Алов и Наумов так и не рассказали, чем закончили свои жизненные пути жена товарища министра торговли Серафима Корзухина и интеллигентный приват-доцент Голубков, вернувшиеся в СССР, бравый генерал Чарнота, запавший на тараканьи бега в Стамбуле, его походная жена Люська, поменявшая саблю генерала на кошелек азартного пройдохи Парамоши Корзухина, девушка с козой и угрюмый генерал Хлудов, теряющие рассудок кто от пережитого, кто от увиденного. Все они – жертвы. И сегодня, через 100 лет это очевидно, но показано было через 50…
Именно в сегодняшнее прозрение, как мне кажется, и смотрел Хлудов, одиноко стоя на стамбульском берегу и глядя в сторону России, в морскую даль. Зыбкую, покрытою то волнами, то рябью и потому непостижимую для понимания и тогда неуловимую для предвидения. Но беда-то в другом: Хлудова давно мучили сны о его страшном прошлом. Но даже если ему бы приснилось и будущее в СССР, то оно было бы не менее страшным.
Вот о чем, как мне кажется, фильм «Бег». Все его герои вроде бы знали, куда мчатся в конной атаке и бегут, сражаясь за свое будущее и после победы, и после поражения. Но повезло только командиру, которого хоронят. Он-то как раз и не увидит бессмысленность этого бега, вызванного братоубийственной войной. А также генералу Чарноте, которому, который стал внезапно богат, но ему грустно. «Бег» -- это грусть генерала, растянутая на 100 лет.
Не поленитесь, посмотрите это гениальное кино. Так уже больше не снимают и так уже не играют. Потому что за 100 лет, кажется, боль не прошла, но сильно-сильно при тупилась. И очень многим опять хочется помахать шашками…
Подписывайтесь на канал и будете всегда в курсе объективных событий в России и Украине.
Понравилась статья- жми палец вверх! (это слева)
Есть, что сказать- пишите комментарии.
Владимир Скачко