Ридли Скотт, несмотря на отдельные творческие неудачи — великий режиссёр. А «Чужой» — не менее великий фильм ужасов, оказавший влияние как на космическую фантастику, так и на жанр хоррора в целом. И вот вам любопытный факт: недавно в интервью LA Times Скотт рассказал, что от спецэффектов в первой части эпопеи про инопланетянина-ксеноморфа был в восторге даже Стэнли Кубрик.
Здесь нужно отдельно отметить, что похвала Кубрика дорогого стоит: режиссёр всегда отличался чрезвычайно скрупулёзным подходом к съёмкам и потому прослыл невыносимым перфекционистом, готовым уволить любого работника съёмочной площадки за малейшую провинность.
Например, Кубрик бесчисленное количество раз переписывал сценарий «Сияния» по роману Стивена Кинга и несколько лет отрабатывал технические приёмы перед тем, как приступить к съёмкам. А визуальными находками в эпопее «2001 год: Космическая одиссея» многие зрители восхищаются до сих пор.
Так вот, Ридли Скотт рассказал журналистам LA Times, что больше всего Стэнли Кубрика поразила сцена в столовой космического корабля «Ностромо». Во время ужина команды малыш-честбёрстер (он же грудолом) убил своего носителя — заражённого Кейна. И вырвался наружу, прямо из грудной клетки несчастного космического дальнобойщика.
Забавнее всего, что Кубрик не смог понять, как эпизод вообще был снят.
Как сейчас помню, Стэнли Кубрик позвонил и спрашивает: «Как ты это снял?»... Кубрик говорит такой: «Я смотрел покадрово, но так и не увидел монтажных склеек». Я ему рассказал. А он потом: «Ладно, понял. Понял, это сработало как надо».
Суть в следующем. На момент выхода первого «Чужого» (в 1979 году) компьютерной графики толком не существовало и съёмочной группе под руководством Ридли Скотта пришлось пойти на хитрость, чтобы снять сцену с разрывающим человека малышом-ксеноморфом во всей красе, крупным планом.
Кстати, вот та самая сцена. Оцените качество проработки.
А вот как эпизод сняли. Единственная настоящая часть актёра Джона Хёрта в кадре — голова. В столе прорезали специальное отверстие, так что большая часть Хёрта находится вне кадра. Грудная клетка, из которой наружу выскакивает кукла мелкого монстра (как и всё туловище, а также трясущиеся руки) — простетика. Проще говоря, максимально реалистичный манекен. А камера стоит под таким углом, чтобы мы видели лицо умирающего персонажа и демоническую тварь, но не замечали тросов и пневматики.
На такие хитрости создателям фантастических фильмов приходилось идти, чтобы создавать шедевры. Но зато практические эффекты и живут гораздо дольше компьютерной графики, которая имеет свойство очень быстро устаревать.
Если вам понравилась статья — поставьте лайк, нам будет приятно. Нашли в тексте ошибку или не согласны со статьёй? Ждём вашего комментария. И подпишитесь на канал — дальше будет интереснее!