Умер Джоэл Шумахер. Тот, кого называли автором однодневных триллеров, режиссером, извратившим историю о Бэтмене. Справедливо ли это? Александр Николаенко рассказывает о чутком, неординарно мыслящем мастере, который умел быть до крайности разным, но всегда оставался востребованным.
Что происходило в первые 40 лет жизни Шумахера – неважно. Учился на дизайнера, работал дизайнером. Заинтересовавшись кинематографом, перебрался в Голливуд, чтобы стать… дизайнером по костюмам. Только в 1981 году состоялся его полноценный режиссерский дебют - «Невероятно усохшая женщина». И сразу провал. Комедия об уменьшающейся в размерах домохозяйке была обругана за сюжетную путаницу. Правда с этого чёрная полоса в карьере Шумахера только началась.
«Невероятно усохшая женщина», «Вашингтонское такси», «Огни святого Эльма» - три проекта, начинающего постановщика, разнесенные критикой. Перелом произошел после премьеры «Пропащих ребят» - дерзкой молодежной комедии о байкерах-вампирах. Ключевой особенностью фильма стал дисбаланс между положительными и отрицательными героями. Хорошие парни были блёклыми и неинтересными, плохиши – наоборот становились кумирами молодежи. Вероятно, «Пропащие ребята» - одно из немногих произведений, подготовивших голливудскую киноиндустрию к обаятельным антигероям – Джокеру, Веному, Дэдпулу.
1990-е стали солнечным временем для преуспевающего режиссера. Он доказал, что способен сделать увлекательной даже самую элементарную историю о мужчине, шагающем по городу с дробовиком («С меня хватит!»), превратить гигантский бюджет в еще более гигантские кассовые сборы («Бэтмен навсегда») и даже рискнуть заговорить на социально взрывоопасную тему («Без изъяна» - картина, в которой крутому, но пострадавшему в аварии полицейскому, приходится дружить с трансвеститом).
Но, безусловно, самый важный фильм для понимания творчества Шумахера – «Страна тигров», сделанная как будто бы наперекор всем бестактным обвинениям. Не нравится вычурность гаммы? Получите кино практически без цвета. Не впечатляет словоохотливость персонажей? Нате диалоги, в которых каждые 20 секунд звучит слово «fuck». Много глянца? Пожалуйста, только кровь и грязь. Тогда, 20 лет назад, «Страну тигров» согласилось показывать только 5 кинотеатров, сегодня, когда мир кинематографа вспоминает Джоэля Шумахера, она будет гореть на миллионах экранов. До свидания, мастер.