Найти тему
АвтоДвиж

Экспорт СССР: где работала и что строила наша техника

Сейчас много говорят о том, что автомобили, производившиеся СССР, так же как и нынешняя российская техника, за рубежом и даром никому не нужны были. А вот западный автопром – это сила! Не углубляясь в полемику, просто покажу фотографии, как наши грузовики, трактора, автокраны и экскаваторы эксплуатировались по всему миру.

Начну с Афганистана. А то наверняка есть масса народа, которая и слыхом не слыхивала, что сотрудничество этой страны с Советским Союзом началось не со ввода ограниченного контингента войск в декабре 1979 года, а значительно раньше - Афганистан был первым государством, которое признало РСФСР в 1919 году. Взгляните на ряды новой техники: самосвалы ЗИЛ-ММЗ-555 и МАЗ-205, седельный тягач ЗИЛ-130В1, автоцистерны на шасси ЗИЛ-130 и автокраны на базе МАЗ-500АШ.

ЗИЛы, МАЗы и трактора ЧТЗ в Королевстве Афганистан, 1971 год
ЗИЛы, МАЗы и трактора ЧТЗ в Королевстве Афганистан, 1971 год

Еще одним государством, с которым СССР плотно сотрудничал не только в военном плане, является Вьетнам. В страну с 1950 года активно поставлялись не только грузовые автомобили, но и трактора, экскаваторы и другая спецтехника. И как видно, она использовалась по прямому назначению, а не как транспорт для переброски войск в джунглях.

ЯАЗ-210Е и КрАЗ-222 с экскаватором ЭКГ-4 в Демократической Республике Вьетнам, 1963 год
ЯАЗ-210Е и КрАЗ-222 с экскаватором ЭКГ-4 в Демократической Республике Вьетнам, 1963 год

Перейдем к Гвинее. Именно здесь еще в 1974 году, согласно двухстороннему соглашению о поставках бокситовой руды в Советский Союз (в основном на Николаевский глиноземный завод), начала работать отечественная техника. Рудник Дебеле, расположенный близ города Киндия. Его производственная мощность составляла до 3 млн. тонн руды в год. Это достигалось одновременной работой трех участков, на которых эксплуатировалось четыре карьера. К слову, БелАЗы работают здесь до сих пор, хотя уже и более современных моделей.

Самосвал БелАЗ-548 и экскаватор-мехлопата ЭКГ на руднике Дебеле. Гвинея, 1976 год
Самосвал БелАЗ-548 и экскаватор-мехлопата ЭКГ на руднике Дебеле. Гвинея, 1976 год

Теперь Египет. Первое торговое соглашение с ним Советский Союз подписал в 1955 году. А уже в 1958-м  СССР согласился на участие в строительстве высотной Асуанской плотины и предоставлении кредита для данных нужд. Кстати, генеральным проектировщиком был назначен институт «Гидропроект», который в корне переработал предыдущий вариант проекта, созданный англичанами. Официальное строительство гигантской плотины началось в 9 января 1960 года. 15 мая 1964 года было произведено перекрытие реки Нил. А 15 января 1971 года состоялся ввод Асуанского гидроэнергетического комплекса в эксплуатацию.

В 1955 году началось тесное сотрудничество между СССР и Индией. Как пример торгового взаимодействия с Советским Союзом можно привести сельскохозяйственную ферму близ Суратгарха, где не только использовалась советская техника, но и работали наши специалисты-аграрии. Что такое выращивать в песках урожай, и сколько сил было затрачено на создание функциональной системы орошения, объяснять, я думаю, не надо.

В апреле 1972 года был заключен договор о дружбе и сотрудничестве между Ираком и СССР. Одним из ярких примеров взаимодействия двух стран является строительство 37-километрового канала Тартар – Евфрат. Необходимость его создания была обусловлена тем, что паводковых воды, ранее отводимые от реки Тигр в искусственное озеро Тартар, постоянно переполняли его, грозя затопить окрестности столицы Ирака, Багдада. Новый канал начал эксплуатироваться в 1976 году, исключив опасность подтопления.

БелАЗы и ГАЗ-69 на совместном строительстве ирригационного канала в Иракской Республике, 1975 год
БелАЗы и ГАЗ-69 на совместном строительстве ирригационного канала в Иракской Республике, 1975 год

И, наконец, Сирия. Только не усыпанная военной техникой, а созидающая. Например, строящая при техническом содействии Советского Союза железнодорожную магистраль Латакия – Алеппо – Камышлы. Активное участие в данном проекте принимал «Ленгипротранс». Работы непосредственно по прокладке трассы начались в 1964 году. Несмотря на то, что дорога проходила в полупустынной зоне, строителям пришлось построить три больших и с десяток средних мостов. Крупномасштабные сооружения, перекрывавшие якобы безводные долины, уже в первый серьезный ливневой паводок доказали свою целесообразность.

Самосвалы КрАЗ-256Б, грейдер ДЗ-98 и вездеход УАЗ-469 в Сирийской Арабской Республике, 1975 год
Самосвалы КрАЗ-256Б, грейдер ДЗ-98 и вездеход УАЗ-469 в Сирийской Арабской Республике, 1975 год