К хорошему, как известно, быстро привыкаешь.
Вот и период последних пары веков, когда мы наблюдали реальный всплеск прогресса, связанный с научной революцией и стремительным ростом уровня жизни простых людей, а также взрывным ростом численности и продолжительности жизни самих этих людей, создал у нас иллюзию безостановочного прогрессивного развития. Хотя до этого, на протяжении буквально тысяч лет, качество жизни обычного обывателя существенно не менялось, он примерно на одинаковом уровне жил поколение за поколением, на протяжении веков, вплоть до промышленной революции.
Подобные оптимистические изменения - скорее исключение, а не правило. И вот, казалось бы неизбежная восходящая линия прогресса начинает сбоить. Сейчас, когда в развитых странах
происходит нечто очень похожее на то, что происходило в запрещённом Исламском Государстве
самое время напомнить, что системные проблемы в развитых странах начались давно.
Прежде чем переходить к ним, давайте вспомним, что в истории зафиксированы случаи коллапса и многовекового угасания ранее высокоразвитых цивилизаций, будь то сверхцентрализованный Китай, некогда обладавший экономикой сопоставимой со всеми западными странами вместе взятыми (пока не начались опиумные войны на фоне его технологического и институционального отставания), запустив аналог современного инновационного экономического роста ещё в начале второго тысячелетия или Римская империя, рухнувшая под давлением вроде бы натурализованных орд варваров которых она не смогла переварить, в условиях распада её экономики от безудержного произвола императоров системно портивших монету, делая присутствие в империи экономически не выгодным для её подданных, вопреки изначальным, прямо противоположным стимулам интеграции в неё.
Нужно постараться, чтобы найти отличия этих характеристик упадка прошлых цивилизаций, от текущего положения вещей в развитых странах.
Стремительный обвал рождаемости ниже уровня воспроизводства населения стал общим местом для практически всех развитых стран, вне зависимости от их культуры. В этих условиях "третий мир", пока ещё сохраняющий инерцию высокой рождаемости, наползает на "первый мир", со всеми вытекающими культурными сдвигами и институциональной деградацией.
Всё это происходит на фоне замедления темпов роста экономики развитых стран ниже среднемировых, обусловленных резким ростом доли государства в их экономиках, когда всё больше ресурсов извлекается из частного оборота и инвестиций, в том числе в инновации, для их вложения в те или иные популистские или лоббистские авантюры.
Ещё печальней обстоят ситуации с современной "порчей монеты", когда после постепенного сворачивания "золотого стандарта", мы пришли к ситуации безудержной и беспрецедентной по историческим меркам инфляции:
На фоне замедления роста экономики и роста инфляции, можно наблюдать стагнацию, а то и снижение уровня реальной средней оплаты труда, в частности в экономике США
Ещё больше ситуацию усугубляет ситуация с динамикой государственного долга правительств развитых стран, среди которых США далеко не обладает худшими показателями, однако и здесь на обслуживание долговых обязательств уходит всё большая доля экономики, на фоне продолжающегося её замедления.
Одним словом, современный прогресс развитых стран в целом и США в частности, далеко не столь уж безусловен и однозначен. На фоне передовых и прогрессивных штук, которыми радует нас всех Илон Маск, кремниевая долина или Boston Dynamics, существует статистически фиксируемая тенденция экономического упадка развитых стран, на фоне которых архаизация и распад их обществ оказываются вполне закономерными.
Это, конечно не значит, что непременно грядут новые "тёмные века", однако полностью исключать такую вероятность было бы крайне самомнительно, а их вероятность сильно увеличиться, если все эти кризисные тенденции отрицать или игнорировать.
Хочется верить, что нынешние тенденции - это болезненный процесс рождения нового, более гуманного и социально ориентированного и более децентрализованного мира, который сможет покончить с ошибками и несовершенствами старой системы.
Однако, мы, в России, с 1917 года, уже на своей шкуре испытывали, что в стремлении к лучшему есть значительная вероятность свернуть "не туда". Откуда может возникнуть уверенность, что коллективный "Запад" избавлен от подобных рисков и не повторит судьбу Древнего Китая или Римской империи?
Эти риски действительно ниже, в условиях распределения их в автономной активности множества индивидуумов и групп. Даже если одни из них, начнут совершать фатальные ошибки, как, некогда, это делали ВКП(б) или НСДАП, современная модель либеральной демократии даёт значительные шансы другим группам, безболезненно их подвинуть и восстановить устойчивое развитие.
Правда, последние десятилетия это, почему-то не происходит. Однако, осознание описываемых тенденций требует большой исторической ретроспективы, возможно, только сейчас её стало достаточно, чтобы это осознание появилось?