Чем ближе школа, тем чаще и острее встает перед родителями вопрос о необходимости подготовить ребенка к учебе и нужна ли в принципе такая подготовка. Одни хотят, чтобы ребенок шел в первый класс, умея писать, читать, считать и говорить по-английски, позиция других - школа сама всему научит. Истина, как это часто бывает, где-то посередине.
В идеале мне тоже по душе вариант, когда ребенок приходит 1 сентября в первый класс, как чистый лист, и начинает забивать голову знаниями. Но на практике это не работает, увы. Дети достаточно любознательные и ЛЮБЯТ учиться. Не в форме родительского насилия “сиди и учи алфавит, пока не выучишь - спать не ляжешь” (утрирую, конечно), а в мягкой и интересной форме. Зачастую эту функцию выполняют воспитатели детских садов, которым честь и хвала за это, ибо обязанности воспитателей сейчас - это “присмотр за ребенком” и только. А очень многие воспитатели организовывают в своих группах увлекательные развивающие занятия. Хотя могут этого и не делать.Функция учителя же всё больше сводится не к “научить”, а “ознакомить”. Видите разницу? Развитие детей происходит на голом энтузиазме тех замечательных людей, которые занимаются Вашими детьми в садах и школах. Но есть и те, кто этого делать не хочет, не может и т.д. Да и не обязаны, собственно..А теперь смотрите.
Ребенок с подготовкой приходит в школу, уже имея какое-то представление о том, что будет происходить. У него есть видение, что такое урок, как нужно себя вести на уроке, как работать с материалом и у него уже в какой-то степени сформировано понятие об обязательности выполнения домашнего задания. (На последнее стоит обратить особое внимание, потому что залог успеха Вашего ребенка, так или иначе сводится к тому, насколько он может самостоятельно прорабатывать и закреплять дома пройденный материал, ключевое слово здесь самостоятельно!). Плюс у него уже есть свой багаж знаний и умений, которые существенно облегчают ему школьную адаптацию и помогают менее болезненно влиться в процесс. Для себя этот багаж я определяю как знание: чисел от 0 до 10, букв алфавита и еще в развитой мелкой моторике (не в абстрактной мелкой моторике, а в умении работать карандашами и возможностью писать карандашом НВ в течении нескольких минут, не прерываясь.). Если ребенок к школе имеет еще начальный навык чтения - это тоже существенно облегчит ему процесс обучения.
А что происходит с неподготовленным ребенком? Наблюдать такую ситуацию сейчас приходится едва ли не в каждом классе. Ребенок приходит в школу. Новое здание. Новые дети. Новые учителя. Все пугающее и незнакомое. Новый формат времяпрепровождения. И огромное количество новой информации, которую нужно переработать, запомнить и смочь повторить. По литературе нужно учиться читать, по математике учить цифры, их написание, письмо требует буквы и умение их писать, причем скажу прямо, времени на обучение ребенка письму абсолютно недостаточно. Задавать домашнее задание учитель также не имеет права. А рука не подготовлена, писать тяжело, получается грязь, помарки, ошибки.. Добавьте сюда и иностранный язык с первого класса.. СТРЕСС.. Что делает ребенок? Он пытается снять с себя стрессовое напряжение любым доступным способом. Кто-то будет ходить по классу, мешая заниматься другим, кто-то начнет замыкаться, уверив себя, что у него НИКОГДА ничего не получится. Этих реакций много, у всех они разные, но все они СТРАШНЫЕ и тяжелые.
И в этой ситуации я целиком на стороне ребенка и его психики. Вашему ребенку нравится изучать мир, так помогите ему в этом. Облегчите вхождение в школьный мир. Это не требует колоссальных усилий - найдите время, полчаса два раза в неделю, поиграйте с ребенком в школу, учите буквы и цифры, изучайте линии и цвета, включайте фоном классическую музыку, рассказывайте увлекательные истории о нашей планете.. И Вы увидите: ребенок будет обожать это время, проведенное с Вами. А детский мозг начнет адаптироваться к процессу обучения.Я недаром столько раз написала слово “адаптация”, именно в нем я вижу цель дошкольного обучения - помочь ребенку адаптироваться при переходе на новую жизненную ступень - школьный формат. Это время, когда мозг ребенка настраивается на новый режим - режим постоянного обучения чему-то новому. И мое четкое убеждение, что подготовленный ребенок наиболее легко проходит этот переход.
Королева Наталия, 2020.