Несмотря на то, что конфликты оставляют неприятные воспоминания, избежать их полностью невозможно, потому что это один из способов взаимодействия людей. В процессе своей жизнедеятельности человек оказывается в различных конфликтных ситуациях, возникающих даже по незначительному поводу.
* Социальный конфликт – это способ социального взаимодействия, заключающийся в столкновении и противоборстве противоположных интересов, целей и способов действий индивидов или групп.
По своему отношению к конфликту люди разделились на две группы. Одни воспринимают его как стресс и стремятся к ликвидации причин конфликта. Другие считают естественной и неизбежной формой человеческих отношений и убеждены в том, что человек должен уметь находиться в нём, не испытывая чрезмерного напряжения и волнения.
Субъектами конфликта являются не только сами противоборствующие стороны, но и
- подстрекатели, побуждающие людей конфликтовать,
- пособники, подталкивающие участников своими советами, технической помощью к конфликтным действиям,
- посредники, стремящиеся предотвратить, остановить или разрешить конфликт,
- свидетели, наблюдающие за происходящими событиями со стороны.
Предметом социального конфликта является какой - либо вопрос или благо (деньги, власть, правовой статус и пр.). А причины лежат в социальных обстоятельствах. К примеру, причиной конфликта между работником и работодателем могут стать неблагоприятные условия работы. В основе конфликта лежат объективные или субъективные противоречия. Первые, в отличие от вторых, обусловлены процессами, не зависящими от воли и сознания сторон. Возникновению конфликта способствует какой - либо незначительный повод, возникающий случайно или созданный специально.
Несмотря на нежелательность конфликтов, они всё же выполняют необходимые для общества функции. Социальные конфликты являются позитивными если
- информируют о болезненности какой-либо части общественной системы, о существовании социального напряжения и мобилизуют на решение имеющихся проблем;
- стимулируют изменения и обновления общественных отношений, социальных институтов или всей общественной системы в целом;
- усиливают групповую сплочённость или побуждают субъектов конфликта к сотрудничеству.
Негативными сторонами конфликта являются
- создание стрессовых ситуаций;
- дестабилизация социальной жизни;
- отвлечение от решения своих должностных задач.
Виды социальных конфликтов
По продолжительности-кратковременный, долговременный и затяжной
По частоте-разовый и повторяющийся
По уровню организации-индивидуальный, групповой, региональный, локальный и глобальный
По типу отношений-внутриличностный, межличностный, межгрупповой и межнациональный
По содержанию-экономический, политический, правовой, трудовой, семейный, идеологический, религиозный и др.
По факторам-рациональный и эмоциональный
По степени открытости-скрытый и явный
По форме-внутренний (с самим собой) и внешний (с другими людьми)
Этапы социального конфликта
В своём развитии социальный конфликт проходит четыре этапа или стадии:
- Начинается конфликт с предконфликтной ситуации, состоящей из двух фаз. На скрытой (латентной) фазе конфликтная ситуация только формируется, а на открытой фазе стороны осознают возникновение конфликтной ситуации и чувствуют напряжение.
- Далее следует этап собственно конфликта. Это основная стадия конфликта, которая также состоит из двух фаз. На первой фазе у сторон формируется психологическая установка на борьбу, они открыто отстаивают свою правоту и стремятся подавить противника. А окружающие люди (подстрекатели, пособники, посредники, свидетели) своими действиями формируют условия протекания конфликта. Они могут обострять, сдерживать конфликт или оставаться нейтральными. На второй фазе возникает перелом и переоценка ценностей. На данной фазе существует несколько вариантов поведения сторон конфликта: доведение его до пика напряжения, взаимные уступки, либо полное разрешение.
- Выбор третьего варианта поведения свидетельствует о переходе конфликта на этап завершения противоборства.
- Послеконфликтый этап характеризуется окончательным урегулированием противоречий и мирным взаимодействием сторон конфликта.
Способы урегулирования социальных конфликтов
Какие же существуют способы урегулирования конфликта? Их несколько:
- Избегание — уклонение от конфликта, замалчивание проблемы (данный способ не разрешает конфликт, а лишь временно смягчает или задерживает его).
- Компромисс — решение проблемы путём взаимных уступок, удовлетворяющих все противоборствующие стороны.
- Переговоры — мирный обмен предложениями, мнениями, аргументами, направленными на поиск совместного решения существующей проблемы.
- Посредничество — привлечение третьей стороны для урегулирования конфликта.
- Арбитраж — обращение к авторитетному органу власти, наделённому специальными полномочиями и соблюдающему законодательные нормы (к примеру, администрация учреждения, суд).