Найти в Дзене
Простой Гражданин

Об ограничениях для власти

Читаю закон "О поправке к Конституции", чтобы решить: ГОЛОСОВАТЬ или НЕТ? Если голосовать, то ЗА или ПРОТИВ?

Как лояльный Гражданин своей Страны, пытаюсь подойти к этой задаче конструктивно и без предубеждений. Разработчики закона о поправке сделали эту задачу весьма нетривиальной. Но решать задачу нужно.

Это 13-я статья темы. Первая статья темы: О "публичной" власти

Государственная дума опубликовала сравнительную таблицу по изменениям в Конституцию РФ.

Две статьи 77 и 78 дополнены частями, которые вводят ограничения для первых лиц субъектов федерации (статья 77) и руководителей федеральных государственных органов (статья 78). Эти ограничения очень похожи, поэтому эти две статьи читаю параллельно:

-2

На кого распространяются эти ограничения? Закон "О поправке к Конституции" содержит много статей, в которых выделенные жирным шрифтом ограничения переписываются с разными вариациями:

  • Статья 81 часть 2 - для Президента Российской Федерации;
  • Статья 95 часть 4 - для сенаторов Российской Федерации;
  • Статья 97 часть 1 - для депутатов Государственной Думы;
  • Статья 103 часть 1 пункт е) - для Уполномоченного по правам человека;
  • Статья 110 часть 4 - для Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров и "иных руководителей федеральных органов исполнительной власти";
  • Статья 119 - для судей Российской Федерации;
  • Статья 129 часть 2 - для прокуроров Российской Федерации.

Таким образом, ограничения накладываются лишь на ключевые фигуры в органах государственной власти. На их непосредственных помощников, других государственных служащих, и членов их семей эти ограничения не распространяются.

Анализируя структуру ограничений, можно выделить общие ограничения и специальные цензы (кроме возрастного могут быть профессиональные и некоторые другие). Специальные цензы, очевидно, могут меняться в зависимости от места государственной службы, а общие ограничения одинаковы и включают два пункта:

  1. Прямой запрет на постоянное проживание в иностранном государстве (по любым основаниям: гражданство, вид на жительство и пр.).
  2. Прямой запрет размещать финансовые активы (счета, денежные средства, ценности ) в иностранных государствах.

(Отсутствует запрет владеть объектами, расположенными или зарегистрированными за рубежом: недвижимость, акции иностранных компаний и пр.)

Цель введения общих ограничений в том, чтобы освободить органы государственной власти от иностранного влияния, которое реализуется, в частности, через материальные интересы людей, входящих и вхожих в органы государственной власти.

Для себя делаю ВЫВОД:

Общие ограничения в предложенной редакции не обеспечивают достижение этой цели в полном объеме, так как не перекрыты следующие способы реализации иностранного влияния:

  • через помощников и других государственных служащих, на которых эти ограничения не распространяются;
  • через членов семей руководителей, на которых эти ограничения распространяются;
  • через отношения собственности на объекты, расположенные или зарегистрированные за рубежом.

Общая ОЦЕНКА перечисленных статей в части общих ограничений для ключевых фигур в органах государственной власти:

неотрицательная (вреда нет, польза минимальная ввиду половинчатости вводимых ограничений).

С интересом почитаю другие мнения.

Продолжение следует.