Читаю закон "О поправке к Конституции", чтобы решить: ГОЛОСОВАТЬ или НЕТ? Если голосовать, то ЗА или ПРОТИВ?
Как лояльный Гражданин своей Страны, пытаюсь подойти к этой задаче конструктивно и без предубеждений. Разработчики закона о поправке сделали эту задачу весьма нетривиальной. Но решать задачу нужно.
Это 13-я статья темы. Первая статья темы: О "публичной" власти
Государственная дума опубликовала сравнительную таблицу по изменениям в Конституцию РФ.
Две статьи 77 и 78 дополнены частями, которые вводят ограничения для первых лиц субъектов федерации (статья 77) и руководителей федеральных государственных органов (статья 78). Эти ограничения очень похожи, поэтому эти две статьи читаю параллельно:
На кого распространяются эти ограничения? Закон "О поправке к Конституции" содержит много статей, в которых выделенные жирным шрифтом ограничения переписываются с разными вариациями:
- Статья 81 часть 2 - для Президента Российской Федерации;
- Статья 95 часть 4 - для сенаторов Российской Федерации;
- Статья 97 часть 1 - для депутатов Государственной Думы;
- Статья 103 часть 1 пункт е) - для Уполномоченного по правам человека;
- Статья 110 часть 4 - для Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров и "иных руководителей федеральных органов исполнительной власти";
- Статья 119 - для судей Российской Федерации;
- Статья 129 часть 2 - для прокуроров Российской Федерации.
Таким образом, ограничения накладываются лишь на ключевые фигуры в органах государственной власти. На их непосредственных помощников, других государственных служащих, и членов их семей эти ограничения не распространяются.
Анализируя структуру ограничений, можно выделить общие ограничения и специальные цензы (кроме возрастного могут быть профессиональные и некоторые другие). Специальные цензы, очевидно, могут меняться в зависимости от места государственной службы, а общие ограничения одинаковы и включают два пункта:
- Прямой запрет на постоянное проживание в иностранном государстве (по любым основаниям: гражданство, вид на жительство и пр.).
- Прямой запрет размещать финансовые активы (счета, денежные средства, ценности ) в иностранных государствах.
(Отсутствует запрет владеть объектами, расположенными или зарегистрированными за рубежом: недвижимость, акции иностранных компаний и пр.)
Цель введения общих ограничений в том, чтобы освободить органы государственной власти от иностранного влияния, которое реализуется, в частности, через материальные интересы людей, входящих и вхожих в органы государственной власти.
Для себя делаю ВЫВОД:
Общие ограничения в предложенной редакции не обеспечивают достижение этой цели в полном объеме, так как не перекрыты следующие способы реализации иностранного влияния:
- через помощников и других государственных служащих, на которых эти ограничения не распространяются;
- через членов семей руководителей, на которых эти ограничения распространяются;
- через отношения собственности на объекты, расположенные или зарегистрированные за рубежом.
Общая ОЦЕНКА перечисленных статей в части общих ограничений для ключевых фигур в органах государственной власти:
неотрицательная (вреда нет, польза минимальная ввиду половинчатости вводимых ограничений).
С интересом почитаю другие мнения.