Предыдущие части можно прочитать тут: часть 1 (Forte и fortissimo), часть 2 (Piano и pianissimo).
И следующие приемы, который нам следует обсудить, — это crescendo и diminuendo.
Складывается впечатление, что можно играть громче, если увеличить давление и начать форсировать звук. Да, отчасти так и есть, но есть тут и последствие — завышение интонации.
Бывает, что к конечному уровню звука мы приходим слишком рано. Понятие crescendo предполагает, что мы находимся на низком динамическом уровне и нужен, так сказать, простор для полета к кульминации. Сначала даем инструменту начать crescendo естественно, а потом расслабляемся и шаг за шагом раскрываем звук.
Противоположность crescendo — diminuendo. Уровень громкости в данном случае достаточно высок, и необходимо на нём некоторое время оставаться. Но и тут можно слишком рано уйти с громкого звука, поэтому нам просто необходимо заранее знать, в каком месте мы дойдем до нужной громкости звука.
Звук затихает, и музыкант должен использовать элементы тихой динамики: опору, Tenuto, Ritenuto, Sostenuto, нужный объем воздуха. И не забывать, что при затихании важно следить за скоростью выдоха и интенсивностью вибрато, чтобы звук продолжал жить.