1.Устройство судовых дизелей
Поршневой дизельный двигатель состоит из следующих основных элементов: неподвижные детали, составляющие остов - фундаментная рама, станина, цилиндры, цилиндровые крышки;
Подвижные детали (поршневая и шатунная группы) - поршни, поршневые штоки, шатуны, коленчатый вал. Во время работы двигателя элементы кривошипно-шатунного механизма (КШМ) занимают различные положения. Положения КШМ, при которых ось шатуна лежит в плоскости кривошипа, называются мертвыми точками, так как в этих положениях приложенная к поршню сила Р не может вызвать вращения вала. Мертвым точкам соответствуют крайние положения поршня в цилиндре, при которых расстояние поршня до оси коленчатого вала наибольшее - верхняя мертвая точка (ВМТ), или наименьшее - нижняя мертвая точка (НМТ).
Расстояние, проходимое поршнем между мертвыми точками, называется ходом поршня S, а расстояние между осями шеек кривошипа коленчатого вала - радиусом кривошипа R.
При перемещении поршня объем цилиндра изменяется. Характерными объемами являются: объем камеры сжатия Vc (объем внутренней полости цилиндра при положении поршня в ВМТ), рабочий объем цилиндра Vs (объем, описываемый поршнем за один ход) и полный объем цилиндра (рабочий объем) Va = Vc + Vs.
Отношение объема в начале сжатия к объему в конце сжатия называется степенью сжатия ε = Va / Vc.
В дизельных двигателях химическая энергия нефтяного топлива преобразуется в тепловую энергию непосредственно внутри рабочего цилиндра. Поступающие в цилиндр воздух и впрыскиваемое топливо образуют горючую смесь, которая самовоспламеняется благодаря высокой температуре в конце сжатия и химической реакции углеводородов топлива с кислородом воздуха. При сгорании образуются газообразные продукты, имеющие высокое давление и температуру.
Преобразование тепловой энергии в механическую происходит посредством передачи работы расширения продуктов сгорания на поршень. Поступательно-возвратное движение поршня, в свою очередь, посредством кривошипно-шатунного механизма преобразуется во вращательное движение коленчатого вала. Создаваемый на валу крутящий момент совершает полезную работу, преодолевая внешнее сопротивление соединенного с валом потребителя энергии (гребной винт, вспомогательные механизмы - генератор, компрессор и пр.).
Статья о принципе работы двухтактных двигателей.
Комплекс последовательных процессов, периодически повторяющихся и определяющих работу двигателя, называется рабочим циклом, а совокупность всех изменений рабочего тела в цилиндре - индикаторным процессом.
Благодаря рациональному использованию химической энергии топлива непосредственно в цилиндрах двигателя (без промежуточного рабочего тела) и высокого срабатываемого перепада температур [Tmах(Tz) - Tmin(Tz) = 900 - 1100°С] эффективный кпд в современных дизелях достигает 45 - 55 %, что существенно превышает кпд всех иных тепловых двигателей.
2. Классификация судовых дизелей
Двигатели внутреннего сгорания подразделяются по следующим основным признакам:
1) способу осуществления рабочего цикла:
- четырехтактные (Ч), у которых рабочий цикл осуществляется за 4 хода поршня (два оборота вала);
- двухтактные (Д), у которых рабочий цикл происходит за два хода поршня (один оборот коленчатого вала);
2) роду применяемого топлива:
- Бензин - поступает в цилиндры в смеси с воздухом, образующейся в карбюраторах или посредством инжекторов;
- Дистиллатные (дизельные) или тяжелые топлива, впрыскиваемые непосредственно в камеры сгорания;
- Газообразные - вводятся с воздухом раздельно или в смеси, воспламенение от свечи или от пламени, возникающего при самовоспламенении впрыскиваемого в цилиндр запального дизельного топлива; Двухтопливные, могут работать на газовом или дизельном/тяжелом топливе;
Статья о принципе работы четырехтактных двигателей.
3) способу наполнения рабочих цилиндров
- без наддува, наполнение воздухом осуществляется из атмосферы на такте всасывания при движении поршня от ВМТ к НМТ или за счет давления, создаваемого продувочным насосом (2-х тактные двигатели); в настоящее время двигатели без наддува практически не производятся ввиду низких удельных мощностей (мощности, снимаемой с единицы рабочего объема цилиндра);
- с наддувом, наполнение осуществляется воздухом, предварительно сжатым в специальных надувочных агрегатах (ГТК или приводных);
4) способу смесеобразования
- с непосредственным впрыском, впрыск и распыливание топлива осуществляется непосредственно в камере сгорания, образованной между головкой находящегося в ВМТ поршня, стенками цилиндра и днищем крышки цилиндра;
- с камерным смесеобразованием, впрыск и предварительное сгорание топлива осуществляются в камеру, размещенную в крышке цилиндра (предкамера, вихревая камера) или в головке поршня;
5) конструктивному выполнению
- Тронковые, у которых направляющей является тронковая часть поршня (юбка);
- Крейцкопфные, у которых в качестве направляющей используется ползун, перемещающийся по параллелям;
6) расположению рабочих цилиндров
- Одно - и двухрядные;
- V- образные и звездообразные;
- С противоположно-движущимися поршнями;
7) по направлению вращения коленчатого вала
- Реверсивные, у которых изменение направления вращения достигается с помощью специального реверсивного механизма, изменяющего фазы газораспределения;
- Нереверсивные, имеющие одно постоянное направление вращения;
8) по частоте вращения коленчатого вала n 1/ мин:
- малооборотные(МОД) 80 <п >350
- среднеоборотные (СОД) 350 <п >750
- высокооборотные (ВОД) 750 <п >2500 и выше
3. Маркировка судовых дизелей
В марках буквы дизелей обозначают: Д — двухтактный, Ч — четырехтактный, Р - реверсивный, С — судовой с реверсивной муфтой, П — с редукторной передачей, ДД — двухтактный двойного действия, К — крейцкопфный, Н — с наддувом. Цифры обозначают: первая, стоящая перед буквами, — число цилиндров, в числителе — диаметр цилиндра, в знаменателе — ход поршня 2. Цифра после дроби — номер модификации данного типа (1, 2 и т. д.) двигателя. Например, марка дизеля 5ДКРН50/110 — 2 означает пятицилиндровый, двухтактный, крейцкопфный, реверсивный, с наддувом, диаметр цилиндра 50 см, ход поршня 110 см, второй модификации. Кроме обозначений по ГОСТу, применяют также заводские марки дизелей.
Ведущими зарубежными фирмами, производящими судовые малооборотные дизели, являются: «Бурмейстер и Вайн» (Дания), «Зульцер» (Швейцария), МАИ (ФРГ), «Доксфорд» (Великобритания), «Сторк» (Нидерланды), «Гетаверкен» (Швеция), «Фиат» (Италия), «Пилстик» (Франция) и их лицензиаты.
Судовые дизельные двигатели, построенные зарубежными фирмами, имеют свои обозначения.
В марках судовых дизелей «Бурмейстер и Вайн» буквы обозначают: М — четырехтактный, V — двухтактный (второе V в конце марки — v-образный), Т— крейцкопфный, F — судовой (реверсивный и главный нереверсивный серии MTBF), В — с газотурбинным наддувом, Н — вспомогательный. Число цилиндров указано перед буквами, диаметр цилиндров — за числом цилиндров, ход поршня — после букв. В крейцкопфных дизелях с наддувом модификация указана в середине буквенного обозначения цифрой 2 или 3. Основным фактором, определяющим быстроходность и напряженность работы дизеля, является средняя скорость поршня (м/с)
ст = Sn / 30, где S — ход поршня, м; n — частота вращения, об/мин.
С 1 января 1984 г. введён ГОСТ 4393—82.
Здесь и далее для диаметра цилиндра и хода поршня принята единица измерения — сантиметр.
Начиная с 1967 г., фирмой «Бурмейстер и Вайи» введены следующие обозначения: первая цифра — число цилиндров, следующая за ней первая буква — тип двигателя (К — двухтактный крейцкопфный); вторые цифры — диаметр цилиндра; следующая буква — обозначение модели (например, Е или F); последняя буква — назначение дизеля (например, F—судовой реверсивный для прямой передачи).
Современная маркировка дизелей фирмы «MAN Diesel & Turbo»
- Двухтактных
6 S 70 M E-B/C/Gl7-ТII Метка версии pj 6-18 bar; 7 -19 bar; 8- 20 bar Конструкция B – С электронным управлением и малым диаметром цилиндра С – компактный двигатель Gl – газовый и компактный С – с распредвалом Е – с электронным управлением Концепция Программа двигателя Диаметр цилиндра в см Отношение ход/диаметр цилиндра в см S– Сверхдлинноходовой L - Длинноходовой К– Короткоходовой G – Ультрадлинноходовой Число цилиндров Контроль выхл газов TII – ИМО Tier II уровень
- Четырехтактных
H – тяжелое топливо
DF – двухтопливный
CR – common rail
В судовых дизелях «Зульцер» буквы обозначают: В — четырехтактный, Z — двухтактный, S — крейцкопфный, Т — тронковый, D — реверсивный, Н — вспомогательный, А — с наддувом, R — с управляемым выпуском, V — U-образный, G — с редукторной передачей, М — тронковый с коротким ходом поршня. Число цилиндров указано перед буквами, диаметр цилиндра — после букв. Некоторые судовые двигатели внутреннего сгорания этой фирмы имеют сокращенное буквенное обозначение: у серии Z и ZV не проставляют буквы М, Н, А, а у серии RD — буквы S; и А.
Обозначения в судовых дизелях МАН: V — четырехтактный (повторное V — V-образный), Z — двухтактный, К — крейцкопфный, G — тронковый, А — двухтактный без наддува или четырехтактный с низкой степенью наддува. С, D и Е — двухтактные с низкой, средней и высокой степенью наддува, L — четырехтактный с охлаждением наддувочного воздуха, Т — с наличием предкамеры, m — четырехтактный с наддувом без воздухоохладителя. Число цилиндров указано между буквами К и Z, числитель дроби — диаметр цилиндра, знаменатель — ход поршня. Заводы-лицензиаты фирмы МАН (в Ростоке и Хальберштадте) наличие наддува обозначают буквой А с цифровыми индексами: А3 и А5—последовательно-параллельная система наддува с газотурбонагнетателями, работающими на газах соответственно с постоянным и переменным давлением.
Фирмой «Фиат» приняты обозначения: S и SS — с наддувом первой и второй форсировки по pi , Т — крейцкопфный с диаметром цилиндра до 600 мм (при Z=600 мм буква Т может отсутствовать), R — четырехтактный реверсивный, С и В — модификации дизеля. Первые цифры означают диаметр цилиндра, последующие — число цилиндров.
Судовые дизели ГДР: D — дизель, V — четырехтактный, Z — двухтактный, К— с малым ходом поршня (S/D < 1,3); N — со средним ходом поршня (S/D> >1,3) и — реверсивный; первая цифра означает число цилиндров, вторая— ход поршня (см.).
Если Вам понравилась статья, то советую перейти ко мне в профиль. Там Вы сможете найти много интересного о судовых двигателях и о работе судового механика!
Литература:
Возницкий И. В. Судовые двигатели внутреннего сгорания. Том 1. / И.В.Возницкий, А.С.Пунда – М.:МОРКНИГА, 2010.- 260 с. Стр.6-11