Найти тему
От Урала до Карибов

Гаити. Дювальеризм. Было ли что-то хорошее?

фото с ресурсов Яндекса
фото с ресурсов Яндекса

Данная статья, в значительной мере является ответом на вопрос моего читателя Андрея Ю. Так, прочитав мою статью «Так было при Дювалье», где я рассказываю о полицейской организации во время диктатуры, он спрашивает: «.. как гаитяне относятся к периоду дювальеризма? Что думают о Франсуа Дювалье и его сыне Жан-Клоде Дювалье? Было ли хоть что-то положительное в тот период истории Гаити?»

В принципе о диктатуре Дювалье отца (папа Док) и его сына Жан-Клода (бэби Док) написано немало. Самый простой вариант — это википедия, где есть ссылки и на фильмы о диктатуре и на литературу. Поэтому я пересказывать чужие произведения не буду. Кстати, есть замечательная книга Грэма Грина «Комедианты», в которой действие происходит как раз в период диктатуры. Рекомендую ее почитать, там все описано довольно достоверно. Есть и художественный фильм по мотивам этого романа. Тоже хороший. Но вопрос был об отношении Гаитян современных. Что-ж попробую рассказать.

О диктатуре Дювалье, я, как и многие родившиеся в СССР, кое - что слышал еще со школьной скамьи. Поскольку бэби Док был смещен со своего поста лишь в 1986 году (всего семейка правила Гаити на протяжении почти 30 лет — с 1957 года), то в советских газетах того времени иногда мелькала информация о кровавом режиме диктаторов. Но особо в голове это не задерживалось. У юношей полно других интересов и проблем. Перед направлением на Гаити, я, естественно, ознакомился с историей и политической обстановкой в стране предстоящего пребывания. В том числе и о Дювалье. Поэтому кое-что знал. Но это была одна сторона знания. В основном эта сторона была кровавой и беспросветной, наполнена одним сплошным угнетением трудящихся масс, ужасами репрессий, произволом жрецов Вуду и зомбаками.

Первые месяцы службы было не до истории страны, но однажды у хозяина дома, у которого я квартировал, во время сетований на беспорядок в стране, вырвалось: «То ли дело было при Дювалье!» Хозяин дома белый, этнический француз, предки которого довольно давно владели определенной собственностью на Гаити. Он и сам родился на Гаити, военную службу правда проходил во Франции в парашютно-десантных частях. И на то время полгода жил на Гаити, вторую половину года в Майами. Было ему на тот момент по моему 65 лет, так что диктатуру он застал в цветущем возрасте.

И я его спросил: «А как было при Дювалье? Я читал, что диктатура не давала людям жизни, сплошной террор, коррупция и т.д.»

Он на некоторое время задумался, а потом сказал, что да, конечно, о какой то демократии или чрезмерной свободе тогда речи и не шло. Все таки они были диктаторами в полном смысле этого слова. Были и репрессии, но репрессии носили политический характер. То есть преследовали противников режима. И преследовали довольно сурово. Но какая власть не преследует своих противников? Да, были расстрелы без суда. Вернее суд то был, но он был закрытый и скорый. Причем чаще не расстреливали, а рубили мачете. Но это уж менталитет. Воспитание такое. Да и психологически действует сильнее, чем просто пуля в затылок. Конечно многих после казни даже и не находили. Они исчезали бесследно. Нет тела, нет и дела. Власть потом с честно распахнутыми глазами могла ответить: «А причем здесь мы? Этот товарищ выступал против власти, был на нелегальном положении. Может он просто решил убраться в США, да не доплыл. Утонул. А может с обрыва сорвался и разбился?»

Естественно такая сила армии и полиции порождала такие неприятные явления как произвол, коррупцию. Но ведь всегда можно договориться. Главное не лезть в политику и не выступать непосредственно против правителя. Приходилось «отстегивать» начальнику полиции, прокурору, судьям, другим чиновникам. Но особо обременительным для бизнеса это не было. Понятно, что на развитии экономики это сказывалось не самым благоприятным образом, но жить было можно. Самое главное — был порядок. А сейчас? Не знаешь кому «сунуть», а если и «сунешь», то еще не факт, что это поможет. Что тебя просто не «кинут».

Таким образом, люди имевшие деньги и не сующие палки в колеса власти, жили и довольно неплохо в тот период времени. От вспышек самодурства не был застрахован никто, но кто от них застрахован сегодня в демократических странах? Вот простому населению, конечно приходилось тяжко. Никаких особых прав, кроме как работать, дышать и размножаться у них не было. Но население этой страны являлось потомками негров рабов, легко им и раньше не жилось, поэтому ничего для них не изменилось. Как ковырялись на своих бананово-маисных полях, так и продолжали. В города их не пускали. Существовали жесткие ограничения на поселение простого люда в городах. Там жили только те (кроме обеспеченных), кто был нужен городу. Поэтому население их было невелико, здания были красивы и утопали в зелени, улицы были чисты и безопасны. Все население бежавшее из деревень в надежде найти работу и благополучие в городах, селилось на их окраинах, образуя бидонвили, об одном из которых - Сите Солей, я писал в своих заметках.

Так что люди с достатком о Дювалье и его режиме в целом отзывались положительно. Был относительный порядок, никаких тебе митингов, никаких нищебродов, из-за которых нельзя проехать спокойно по улице, преступность задавлена и выселена в предместья, на улицах чистота и красота, свежий воздух. Не то что сейчас — все загажено, везде понастроены халупы, нищета и безобразие. Народу полно, туалетов нет, поэтому стены даже респектабельных отелей снаружи все обоссаны и обкаканы. О особенностях отправления естественных надобностей на Гаити я писал в своей статье «Сколько стоит пописать».

Разговаривал я и с простыми людьми об этом периоде истории страны. Мнения были разные. Например слуги домовладельца, работавшие в семье еще со времен его детства, тоже ничего не имели против того режима. Ну это и понятно — у них другой статус. Другие либо шпарили заученными пропагандистскими фразами, либо бормотали нечто невразумительное. Дело в том, что основная масса населения в настоящее время в городах составлена из выходцев из деревни в возрасте до 40 лет. С момента свержения Дювалье прошло более тридцати лет, поэтому сами они почти ничего не помнят и судить здраво об этом не могут. Только с чужих слов. Но конечно говорят, что диктатура — это плохо. Не было свободы, не было работы, были репрессии и тэ дэ. и тэ пэ. Но поскольку и сейчас у них из всех достижений демократии есть только свобода (и то сомнительная), а всего остального (работы, денег, достатка, нормального жилья) как не было так и нет, то суждения их не имеют никакого значения.

Что же касается экологии и архитектуры, то все изменилось только в худшую сторону. Об экологии я писал в своих статьях:

Экологическая катастрофа на Гаити и др.

Так что рекомендую почитать Грэма Грина, а также посмотреть документальные фильмы о Гаити. В ютубе они есть. Я их смотрел на французском, но даже не понимая языка, можно сравнить как выглядели города в семидесятых годах прошлого века и как те же самые места выглядят сейчас. Контраст очень сильный.

Спасибо за внимание. Желаю удачи. И спасибо за чтение, отзывы и вопросы.

Гаити
308 интересуются