Есть несколько моментов, которые нужно иметь в виду при написании рецензии на "Ghost VI: Locusts" - внезапный и долгожданный новый альбом от королей мирового индастриала - Nine Inch Nails. Во-первых, это один из двух альбомов, выпущенных Трентом Резнором в один и тот же день - первый называется "Ghosts V: Together", но пока я его ещё не послушал, а потому мы его отрецензируем как-нибудь попозже (да, согласен, логика железная: написать рецензию сначала на шестую часть, а потом уже на пятую - вполне в моём стиле). Во-вторых, обе пластинки были выпущены на данный момент исключительно в цифровом формате и, что самое главное, бесплатно. В сопроводительном сообщении на официальном сайте Nine Inch Nails Трент заявил, что вся данная музыка была написана под впечатлением от пандемии Covid-19, а потому должна помочь поклонникам группы пережить это сложное и противоречивое время. Ничего не скажешь - порыв благородный. В-третьих, это совсем не тот Nine Inch Nails, что вы ожидали.
Если вы слышали первые четыре части инструментального опуса "Ghosts" (выпущенные в формате одного двухдискового альбома в 2008 году), то вы примерно знаете, чего ожидать, но даже в этом случае вы вполне можете быть огорошены неординарным саундом "Ghost VI: Locusts". Если вы же вы слышали лишь мейнстримную составляющую NIN, то могу вас поздравить - вас ожидает часовое блуждание в потёмках и непонимание того, что тут вообще происходит. Сам Резнор в одном их своих старых интервью говорил, что планировал выпустить "Ghosts" независимо от дискографии своей основной группы - хотя бы потому что музыка эта достаточно разительно отличается от NIN. Однако в итоге было решено, что известный бренд привлечёт к проекту больше внимания, что, скорее всего, и вышло, так как среди поклонников "девятидюймовых гвоздей" я не раз и не два встречал людей, которые называли "Ghosts" среди своих любимых альбомов.
Начать стоит с того, что балом здесь правит атмосфера, - да, здесь есть гармонии, мелодии и даже немного ритма, но основном посыл немного другой. Я бы назвал эту музыку идеальной для медитации, но только не той, спокойной и предназначенной для достижения нирваны, а какой-то иной - беспокойной и даже пугающей. Действительно, "Ghost VI: Locusts" проникнут отчаянной и депрессивной атмосферой, которая прокрадывается в самую душу и заставляет слушателя переживать и волноваться. У Генриха Бёлля есть замечательный рассказ под названием "Es wird etwas geschehen" (в русской вариации бытуют переводы "Надо что-то делать" и "Да свершится", но наиболее корректным вариантом является "Что-то должно произойти"), пропитанный ощущением безысходности и чувства того, что скоро должно произойти что-то страшное и неотвратимое. Звучание "Ghost VI: Locusts" пропитано похожим настроением, - слушать альбом оказывается не так просто из-за всех тех, предположительно, негативных чувств, которые он вызывает, но если проникнуться этой тёмной атмосферой и отдаться на потребу безысходности, то альбом вполне может порадовать ценителей экспериментальной музыки. Тем более, что все мы уже давно знаем, что и в тьме есть своя прелесть.
Между прочим, стоит отметить, что "Ghosts V: Together" является гораздо более оптимистичной записью, - то есть обе работы как бы отображают две стороны мировой пандемии - светлую (сплочению людей в самоизоляции, волонтёрство, помощь друг другу) и тёмную (бездействие правительств, неспособность человечества справиться с, по сути, простым вирусом, спекуляция). Так что если вы настроены более оптимистично, то подождите нашей следующей рецензии.
Балом правит минимализм: он вообще в последнее время вошёл в моду, а Трент им увлекался ещё с начала своей карьеры, так что на "Ghost VI: Locusts" он расцвёл в полной мере. Проникнутые эхо ритмы, шумовые вставки, отчуждённое пианино, странная потусторонняя музыка, тихие незаметные отзвуки, буквально отпечатывающиеся в сознании... Парадокс, но я бы сказал, что такую музыку надо не слушать, а ей нужно внимать. Бессмысленно также разбивать альбом на отдельные треки, - это одно-единственное музыкальное полотно, постоянно удивляющее слушателя и обманывающее его на каждом шагу. Каждую минуту невольно ожидаешь, что вот-вот наступит песенный апофеоз, но вместо этого ты будто бы проваливается всё дальше и дальше в бесконечную чёрную дыру.
Так что "Ghost VI: Locusts" определённо альбом не для всех и не для каждого, - здесь нет новых хитов NIN и нет того, что вы привыкли ожидать от Резнора. Но зато здесь есть зловещая атмосфера и целый ворох звуковых экспериментов - более того, всё это дело абсолютно бесплатно. Прямо сейчас вы можете зайти на официальный сайт "Гвоздей" и скачать не только этот альбом, но и соответствующую пятую часть. Ну, или вы можете зайти в iTunes и заплатить за это деньги - Apple своего не упустит (серьёзно, what the fuck?)...