В комментариях к моему предыдущему материалу о неснятой альтернативной концовке фильма ужасов "Мгла" несколько человек отметили гениальность другого фильма режиссера Фрэнка Дарабонта - "Побега из Шоушенка". Спорить с этой оценкой сложно, да и ни к чему, ведь в подтверждение высокого класса ленты существуют как минимум два важных показателя - "Шоушенк" стоит на первом месте сразу в двух авторитетных списках "Лучших картин в истории", в Топах 250 IMDb и Кинопоиска. Однако, на чем основана столь высокая оценка? Задумывались ли вы, почему "Побег из Шоушенка", согласно этим спискам, является лучшим фильмом в истории кино? Что в нем особенного? Давайте попробуем заглянуть поглубже и объяснить этот феномен...
Итак, в отличие от многих других экранизаций произведений Стивена Кинга, в данном случае зритель сталкивается не с адаптацией романа ужасов и даже не с переносом на экран какого-то волшебного мира полного мистики. Нет, нас ждет драма банкира, отправленного в тюрьму с пожизненным сроком. В одном из самых мрачных и жестоких узилищ Новой Англии этот человек находит способ выстроить для себя комфорт, обретает друга, а затем организует дерзкий побег.
Вроде бы, ничего особенного - и в момент выхода "Побега из Шоушенка" на большие экраны в 1994 году его так и восприняли - крепким середнячком. Критические отзывы были положительными, но далеко не столь восторженными, как сегодня, а публика и вовсе к фильму отнеслась скептически - прокатная касса едва покрыла расходы на съемки. По итогам года картина получила две номинации на "Золотой глобус" и семь шансов выиграть "Оскар", но везде осталась не у дел. Тут бы и назвать "Побег" неудачником и отправить на пыльную полку, но перебравшись в эфир американских кабельных каналов и на видеокассеты, этот фильм внезапно начал собирать какую-то немыслимую армию поклонников и постепенно обрел культовый статус.
Как это произошло, и почему, несмотря на быстро сменяющуюся моду и тенденции в мировом кино, "Побег из Шоушенка" по-прежнему остается на высоте? Первое, что стоит отметить - это безусловное высокое художественное качество ленты. Не будет преувеличением сказать, что роли в "Побеге" - одни из лучших в карьерах Тима Роббинса и Моргана Фримана. Однако, это не все - в ленте показаны необыкновенно сильные второстепенные персонажи, и сыграны они не менее талантливыми артистами, удивляющими и увлекающими зрителя. Далее, несмотря на совсем негламурные декорации суровой тюрьмы, Дарабонт филигранно использует специальные эффекты и мастерски выстраивает атмосферу руками и глазами оператора Роджера Дикинса. Наконец, сама история Энди и Рэда имеет естественный динамизм, позволяющий аудитории плыть по течению повествования, то качаясь на безмятежных волнах, то погружаясь в водовороты страстей, то окунаясь в холодный мрак тревоги и ужаса.
Но дает ли совокупность этих достоинств право считать "Побег из Шоушенка" лучшим фильмом в истории? Все-таки рядом стоят куда более эпохальный "Крестный отец 2", куда более драматичный "Список Шиндлера", куда более кассово успешный "Темный рыцарь". Без "Оскаров", без кассовых рекордов, с отличными, но не самыми топовыми актерами, с литературной основой размером в 96 страниц - разве такой багаж может дать преимущество в "схватке" с такими титанами как "Форрест Гамп", "12 разгневанных мужчин" или "Бойцовский клуб"? Наверное, за успехом "Шоушенка" стоит что-то еще.
Да, разумеется. И это что-то можно описать следующим образом. "Побег из Шоушенка" - внежанровое кино. Для криминальной драмы собственно преступление унесено здесь на дальний план, а для тюремного триллера в фильме слишком много юмора. При этом "Шоушенк" охватывает несколько универсальных тем, с которыми каждый может каким-то образом соотнестись, и которыми почти каждый может в различной степени наслаждаться. Это отличает фильм Дарабонта от, скажем, "Крестного отца" - ленты Копполы гениальны, но далеко не всех интересуют гангстерские фильмы, а узнать в героях Де Ниро и Пачино себя могут считанные единицы зрителей. Точно так же "Темный рыцарь" требует от вас быть хотя бы немного в курсе супергероики, а "Властелин колец" немыслим без хотя бы малейшего интереса к фэнтези. "Список Шиндлера" великолепен, но тяжеловат для просмотра, да и не включишь его для того, чтобы просто с удовольствием провести вечер...
...А "Побег из Шоушенка" - включишь! Прекрасная история надежды, дружбы, человечности и торжества справедливости выходит за границы жанров и объединяет интересы самых разных возрастов. Этот фильм стирает границы между авторским кино и мейнстримом, он подходит как заядлым синефилам, так и публике, которая не привыкла относиться к кинематографу серьезно. Это нестареющая лента, спустя четверть века после премьеры выглядящая вполне достойно как сюжетно, так и визуально. Соседи "Шоушенка" по топам погрязли в многочисленных сиквелах и ремейках, они присохли к породившей их эпохе, в них зачастую визуальные эффекты превосходят смысловую нагрузку - и ничего из этого нельзя отнести к "Побегу"!
Возможно, вся история вокруг "Топов лучших фильмов" субъективна и не имеет под собой никакого серьезного обоснования, но, согласитесь, "Побег из Шоушенка" - удобный для всех компромисс, вокруг которого легко объединиться, который хочется обсуждать, который, в конце концов, просто нравится, несмотря на сложную тему и пару весьма драматичных сцен. Этот фильм действительно очень хорош для многих, а значит, он имеет полное право по совокупности достоинств занимать верхние строчки в престижных списках. И столкнуть его оттуда будет невероятно сложно - кажется, Энди Дэфрейн застолбил это место за собой навечно...
Уверен, мои скучные размышления на вполне очевидную тему далеко не всех увлекли, поэтому я постараюсь немного исправить ситуацию и развлечь вас небольшой подборкой фактов, окружающих "Побег из Шоушенка", которые вы могли не знать:
- Закадровый текст своего героя Морган Фриман записал до начала съемок фильма. Обычно такое сопровождение надиктовывают в последнюю очередь, но Дарабонт хотел, чтобы Фриман создавал атмосферу перед началом работы со сложными эпизодами, и речь актера записали буквально за 40 минут самой первой.
- Дарабонт приобрел права на экранизацию повести "Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка" всего за 5 тысяч долларов. Но самое смешное то, что эти деньги он так Кингу и не отдал - наоборот, чек ровно на такую сумму режиссеру отправил сам писатель в благодарность за отличное кино.
- "Роль" молодого Рэда сыграл сын Моргана Фримана Алонсо - именно он изображен на фото в деле заключенного. Кроме того, Алонсо отметился в небольшом камео в начале фильма - ему доверили кричать "приветственные" слова в адрес Энди, когда того привозят в Шоушенк.
- Поскольку "Побег из Шоушенка" был всего вторым фильмом в карьере Дарабонта, он постоянно искал для себя точку опоры и источник вдохновения. По признанию режиссера, главной лентой, которая повлияла на настроение "Побега" стали "Славные парни" Мартина Скорсезе.
- Студия Columbia Pictures намеренно постаралась избежать любого упоминания Стивена Кинга во время рекламной кампании фильма. Маркетологи посчитали, что имя Кинга на постере или в трейлере отпугнет публику, которая не любит хорроры.
- Знаменитая сцена знакомства Энди и Рэда на импровизированной бейсбольной площадке снималась более девяти часов, несколько десятков бросков мяча стоили Моргану Фриману вывихнутого плеча.
- Энди Дюфрейна вполне мог сыграть Том Хэнкс, но актер работе в "Побеге из Шоушенка" предпочел "Форреста Гампа". И не прогадал - "деревенский дурачок" принес Хэнксу "Оскар".
- Режиссером фильма мог стать Роб Райнер, автор "Останься со мной" и "Пока не сыграл в ящик" (в ролях Энди и Рэда он видел Тома Круза и Харрисона Форда соответственно), но Дарабонт отказался продавать ему права на постановку за предложенные ему 2,5 миллиона долларов.
- Готовясь к роли, Тим Роббинс сутки провел в темной одиночной камере, чтобы понять, как чувствует себя заключенный, лишенный общения и прогулок. Кроме того, актер походил в наручниках и кандалах, а также много беседовал с реальными охранниками тюрем.
- От названия, придуманного Кингом, авторам фильма пришлось отказаться - исследование показало, что ленту под названием "Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка" публика воспринимала как экранную биографию знаменитой актрисы.
- Хотя большая часть съемок прошла в реальной колонии штата Огайо, часть декораций тюрьмы была построена на территории близлежащей заброшенной фабрики. В один из съемочных дней из-за прожектора декорация загорелась, но пожар был вовремя замечен и ликвидирован.
- Фрэнк Дарабонт имеет в фильме необычное камео. Даже два - именно его руки мы видим, когда Энди заряжает пистолет и когда выцарапывает свое имя на стене камеры. Эти два кадра пришлось снять уже после окончания основных, поэтому Роббинса просто не было на площадке.
- Прокат фильма в США стартовал всего в 33 кинотеатрах. Более того, в ночь премьеры в кинозал, куда фильм смотреть пришли режиссер Фрэнк Дарабонт и продюсер Лиз Глотцер, не пришел ни один зритель, кроме них.
- Номер камеры Рэда - 237. Это число используется во многих книгах Стивена Кинга и, соответственно, часто появляется в экранизациях его произведений. Так, например, именно из номер 237 отеля "Оверлук" исходит зло в "Сиянии" Стенли Кубрика.
- Хотя Стивен Кинг считает фильм Дарабонта одной из лучших адаптаций своих книг, у него нашелся повод для критики. Писатель посчитал, что тоннель, прорытый Энди, в картине получился слишком совершенным из-за его идеально круглой формы.
- Роль Рэда, до того, как за нее взялся Фриман, была предложена оскаровскому лауреату Сидни Пуатье. Легендарный актер отказался от контракта, посчитав, что роль заключенного - не слишком хороший образ для чернокожего.
- Изначально Дарабонт хотел, чтобы фильм закончился эпизодом с едущим в автобусе Рэдом, но продюсер Лиз Глотцер настояла на том, чтобы было снято явное воссоединение двух друзей, и даже выделила на это дополнительный бюджет.
- Культовая сцена ликования Энди под дождем была настоящей катастрофой для съемочной группы. Из-за льющейся воды камере никак не удавалось сфокусироваться на актере, поэтому от этой сцены уже почти отказались, но ее получилось снять самым последним дублем.
Вот теперь у меня по теме - все. Как всегда, с нетерпением жду открытия кинотеатров, где мы все непременно увидимся и с огромной радостью переживем забытое чувство погружения в Кино. А пока пишем и читаем - это тоже бывает интересно. Не болейте!