Найти в Дзене
Киновед в штатском

"Побег из Шоушенка": Почему этот фильм стоит на первой строчке Top 250 IMDb и Кинопоиска?

В комментариях к моему предыдущему материалу о неснятой альтернативной концовке фильма ужасов "Мгла" несколько человек отметили гениальность другого фильма режиссера Фрэнка Дарабонта - "Побега из Шоушенка". Спорить с этой оценкой сложно, да и ни к чему, ведь в подтверждение высокого класса ленты существуют как минимум два важных показателя - "Шоушенк" стоит на первом месте сразу в двух авторитетных списках "Лучших картин в истории", в Топах 250 IMDb и Кинопоиска. Однако, на чем основана столь высокая оценка? Задумывались ли вы, почему "Побег из Шоушенка", согласно этим спискам, является лучшим фильмом в истории кино? Что в нем особенного? Давайте попробуем заглянуть поглубже и объяснить этот феномен...

Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"
Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"

Итак, в отличие от многих других экранизаций произведений Стивена Кинга, в данном случае зритель сталкивается не с адаптацией романа ужасов и даже не с переносом на экран какого-то волшебного мира полного мистики. Нет, нас ждет драма банкира, отправленного в тюрьму с пожизненным сроком. В одном из самых мрачных и жестоких узилищ Новой Англии этот человек находит способ выстроить для себя комфорт, обретает друга, а затем организует дерзкий побег.

Вроде бы, ничего особенного - и в момент выхода "Побега из Шоушенка" на большие экраны в 1994 году его так и восприняли - крепким середнячком. Критические отзывы были положительными, но далеко не столь восторженными, как сегодня, а публика и вовсе к фильму отнеслась скептически - прокатная касса едва покрыла расходы на съемки. По итогам года картина получила две номинации на "Золотой глобус" и семь шансов выиграть "Оскар", но везде осталась не у дел. Тут бы и назвать "Побег" неудачником и отправить на пыльную полку, но перебравшись в эфир американских кабельных каналов и на видеокассеты, этот фильм внезапно начал собирать какую-то немыслимую армию поклонников и постепенно обрел культовый статус.

Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"
Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"

Как это произошло, и почему, несмотря на быстро сменяющуюся моду и тенденции в мировом кино, "Побег из Шоушенка" по-прежнему остается на высоте? Первое, что стоит отметить - это безусловное высокое художественное качество ленты. Не будет преувеличением сказать, что роли в "Побеге" - одни из лучших в карьерах Тима Роббинса и Моргана Фримана. Однако, это не все - в ленте показаны необыкновенно сильные второстепенные персонажи, и сыграны они не менее талантливыми артистами, удивляющими и увлекающими зрителя. Далее, несмотря на совсем негламурные декорации суровой тюрьмы, Дарабонт филигранно использует специальные эффекты и мастерски выстраивает атмосферу руками и глазами оператора Роджера Дикинса. Наконец, сама история Энди и Рэда имеет естественный динамизм, позволяющий аудитории плыть по течению повествования, то качаясь на безмятежных волнах, то погружаясь в водовороты страстей, то окунаясь в холодный мрак тревоги и ужаса.

Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"
Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"

Но дает ли совокупность этих достоинств право считать "Побег из Шоушенка" лучшим фильмом в истории? Все-таки рядом стоят куда более эпохальный "Крестный отец 2", куда более драматичный "Список Шиндлера", куда более кассово успешный "Темный рыцарь". Без "Оскаров", без кассовых рекордов, с отличными, но не самыми топовыми актерами, с литературной основой размером в 96 страниц - разве такой багаж может дать преимущество в "схватке" с такими титанами как "Форрест Гамп", "12 разгневанных мужчин" или "Бойцовский клуб"? Наверное, за успехом "Шоушенка" стоит что-то еще.

Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"
Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"

Да, разумеется. И это что-то можно описать следующим образом. "Побег из Шоушенка" - внежанровое кино. Для криминальной драмы собственно преступление унесено здесь на дальний план, а для тюремного триллера в фильме слишком много юмора. При этом "Шоушенк" охватывает несколько универсальных тем, с которыми каждый может каким-то образом соотнестись, и которыми почти каждый может в различной степени наслаждаться. Это отличает фильм Дарабонта от, скажем, "Крестного отца" - ленты Копполы гениальны, но далеко не всех интересуют гангстерские фильмы, а узнать в героях Де Ниро и Пачино себя могут считанные единицы зрителей. Точно так же "Темный рыцарь" требует от вас быть хотя бы немного в курсе супергероики, а "Властелин колец" немыслим без хотя бы малейшего интереса к фэнтези. "Список Шиндлера" великолепен, но тяжеловат для просмотра, да и не включишь его для того, чтобы просто с удовольствием провести вечер...

Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"
Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"

...А "Побег из Шоушенка" - включишь! Прекрасная история надежды, дружбы, человечности и торжества справедливости выходит за границы жанров и объединяет интересы самых разных возрастов. Этот фильм стирает границы между авторским кино и мейнстримом, он подходит как заядлым синефилам, так и публике, которая не привыкла относиться к кинематографу серьезно. Это нестареющая лента, спустя четверть века после премьеры выглядящая вполне достойно как сюжетно, так и визуально. Соседи "Шоушенка" по топам погрязли в многочисленных сиквелах и ремейках, они присохли к породившей их эпохе, в них зачастую визуальные эффекты превосходят смысловую нагрузку - и ничего из этого нельзя отнести к "Побегу"!

Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"
Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"

Возможно, вся история вокруг "Топов лучших фильмов" субъективна и не имеет под собой никакого серьезного обоснования, но, согласитесь, "Побег из Шоушенка" - удобный для всех компромисс, вокруг которого легко объединиться, который хочется обсуждать, который, в конце концов, просто нравится, несмотря на сложную тему и пару весьма драматичных сцен. Этот фильм действительно очень хорош для многих, а значит, он имеет полное право по совокупности достоинств занимать верхние строчки в престижных списках. И столкнуть его оттуда будет невероятно сложно - кажется, Энди Дэфрейн застолбил это место за собой навечно...

Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"
Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"

Уверен, мои скучные размышления на вполне очевидную тему далеко не всех увлекли, поэтому я постараюсь немного исправить ситуацию и развлечь вас небольшой подборкой фактов, окружающих "Побег из Шоушенка", которые вы могли не знать:

  • Закадровый текст своего героя Морган Фриман записал до начала съемок фильма. Обычно такое сопровождение надиктовывают в последнюю очередь, но Дарабонт хотел, чтобы Фриман создавал атмосферу перед началом работы со сложными эпизодами, и речь актера записали буквально за 40 минут самой первой.
  • Дарабонт приобрел права на экранизацию повести "Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка" всего за 5 тысяч долларов. Но самое смешное то, что эти деньги он так Кингу и не отдал - наоборот, чек ровно на такую сумму режиссеру отправил сам писатель в благодарность за отличное кино.
  • "Роль" молодого Рэда сыграл сын Моргана Фримана Алонсо - именно он изображен на фото в деле заключенного. Кроме того, Алонсо отметился в небольшом камео в начале фильма - ему доверили кричать "приветственные" слова в адрес Энди, когда того привозят в Шоушенк.
Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"
Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"
  • Поскольку "Побег из Шоушенка" был всего вторым фильмом в карьере Дарабонта, он постоянно искал для себя точку опоры и источник вдохновения. По признанию режиссера, главной лентой, которая повлияла на настроение "Побега" стали "Славные парни" Мартина Скорсезе.
  • Студия Columbia Pictures намеренно постаралась избежать любого упоминания Стивена Кинга во время рекламной кампании фильма. Маркетологи посчитали, что имя Кинга на постере или в трейлере отпугнет публику, которая не любит хорроры.
  • Знаменитая сцена знакомства Энди и Рэда на импровизированной бейсбольной площадке снималась более девяти часов, несколько десятков бросков мяча стоили Моргану Фриману вывихнутого плеча.
Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"
Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"
  • Энди Дюфрейна вполне мог сыграть Том Хэнкс, но актер работе в "Побеге из Шоушенка" предпочел "Форреста Гампа". И не прогадал - "деревенский дурачок" принес Хэнксу "Оскар".
  • Режиссером фильма мог стать Роб Райнер, автор "Останься со мной" и "Пока не сыграл в ящик" (в ролях Энди и Рэда он видел Тома Круза и Харрисона Форда соответственно), но Дарабонт отказался продавать ему права на постановку за предложенные ему 2,5 миллиона долларов.
  • Готовясь к роли, Тим Роббинс сутки провел в темной одиночной камере, чтобы понять, как чувствует себя заключенный, лишенный общения и прогулок. Кроме того, актер походил в наручниках и кандалах, а также много беседовал с реальными охранниками тюрем.
Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"
Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"
  • От названия, придуманного Кингом, авторам фильма пришлось отказаться - исследование показало, что ленту под названием "Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка" публика воспринимала как экранную биографию знаменитой актрисы.
  • Хотя большая часть съемок прошла в реальной колонии штата Огайо, часть декораций тюрьмы была построена на территории близлежащей заброшенной фабрики. В один из съемочных дней из-за прожектора декорация загорелась, но пожар был вовремя замечен и ликвидирован.
  • Фрэнк Дарабонт имеет в фильме необычное камео. Даже два - именно его руки мы видим, когда Энди заряжает пистолет и когда выцарапывает свое имя на стене камеры. Эти два кадра пришлось снять уже после окончания основных, поэтому Роббинса просто не было на площадке.
Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"
Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"
  • Прокат фильма в США стартовал всего в 33 кинотеатрах. Более того, в ночь премьеры в кинозал, куда фильм смотреть пришли режиссер Фрэнк Дарабонт и продюсер Лиз Глотцер, не пришел ни один зритель, кроме них.
  • Номер камеры Рэда - 237. Это число используется во многих книгах Стивена Кинга и, соответственно, часто появляется в экранизациях его произведений. Так, например, именно из номер 237 отеля "Оверлук" исходит зло в "Сиянии" Стенли Кубрика.
  • Хотя Стивен Кинг считает фильм Дарабонта одной из лучших адаптаций своих книг, у него нашелся повод для критики. Писатель посчитал, что тоннель, прорытый Энди, в картине получился слишком совершенным из-за его идеально круглой формы.
Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"
Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"
  • Роль Рэда, до того, как за нее взялся Фриман, была предложена оскаровскому лауреату Сидни Пуатье. Легендарный актер отказался от контракта, посчитав, что роль заключенного - не слишком хороший образ для чернокожего.
  • Изначально Дарабонт хотел, чтобы фильм закончился эпизодом с едущим в автобусе Рэдом, но продюсер Лиз Глотцер настояла на том, чтобы было снято явное воссоединение двух друзей, и даже выделила на это дополнительный бюджет.
  • Культовая сцена ликования Энди под дождем была настоящей катастрофой для съемочной группы. Из-за льющейся воды камере никак не удавалось сфокусироваться на актере, поэтому от этой сцены уже почти отказались, но ее получилось снять самым последним дублем.
Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"
Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"

Вот теперь у меня по теме - все. Как всегда, с нетерпением жду открытия кинотеатров, где мы все непременно увидимся и с огромной радостью переживем забытое чувство погружения в Кино. А пока пишем и читаем - это тоже бывает интересно. Не болейте!