Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) позволяет не только сопоставить результаты 15-летних школьников из разных стран по читательской, математической и естественно-научной грамотности, но и проанализировать факторы, связь которых с образовательными результатами обнаружена в школьных системах по всему миру. Для этого в рамках PISA-2018 директора школ, участвовавших в программе, заполняли анкету об организации образовательного процесса. О том, как руководители российских образовательных организаций оценивают уровень обеспеченности школ учебными материалами и их качество, а также нехватку и недостаток квалификации педагогов, читайте в редакционной статье.
Механизм сбора данных
Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО) опубликовал отчет, в котором проанализированы связи некоторых факторов, обусловленных организационными особенностями школ – участниц исследования PISA-2018.
При проведении исследования директора школ, попавших в выборку, отвечали на вопросы специально разработанной экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) анкеты об образовательном процессе.
Следует подчеркнуть, что все представленные в статье результаты базируются исключительно на ответах директоров школ, поэтому важно понимать некоторые ограничения объективности, которые такой механизм сбора данных подразумевает.
Как оценивалась нехватка материальных ресурсов
Для оценки доступности материальных ресурсов в школах и их качества директора отвечали на вопрос, в какой мере, по их мнению, образовательные возможности школы ограничены следующими факторами:
- нехваткой учебных материалов (учебников, лабораторных материалов, компьютеров и программного обеспечения);
- несоответствием или недостаточным качеством учебных материалов;
- нехваткой инфраструктуры (зданий, школьных территорий, обогревательного/отопительного, акустического и светового оборудования);
- несоответствием или недостаточным качеством инфраструктуры.
Возможные варианты ответов: «совсем не влияет на способность образовательной организации обеспечить обучение», «очень мало», «в некоторой степени» или «очень сильно».
На основе полученных ответов по всем четырем параметрам рассчитывался комплексный индекс, отражающий нехватку материальных ресурсов. В качестве точки отсчета (0) берется среднее значение для стран, являющихся членами ОЭСР. Положительные значения индекса означают бóльшую нехватку ресурсов, чем в среднем для стран ОЭСР, а отрицательные – меньшую. В странах-аутсайдерах PISA среднее значение этого индекса составило 0,53, в странах-лидерах – минус 0,15.
Страны и экономики, являющиеся аутсайдерами PISA-2018 по читательской грамотности: Филиппины, Доминиканская Республика, Косово, Ливан, Марокко, Индонезия, Панама, Грузия. Страны и экономики, являющиеся лидерами по читательской грамотности: Китай (4 провинции), Сингапур, Макао (Китай), Гонконг (Китай), Эстония, Канада, Финляндия, Ирландия, Южная Корея и Польша.
Уровень обеспеченности и качество
Индекс нехватки материальных ресурсов, построенный на базе ответов директоров российских школ, составил 0,32, при этом отмечается значительный разброс внутри страны, сопоставимый с разбросом в Мексике, Аргентине, Коста-Рике и Индонезии.
ESCS – это специально разработанный для исследований PISA индекс социально-экономических показателей (index of economic, social and cultural status). Все школы страны, принимавшие участие в исследовании, делятся на четыре равные группы: ESCS 1 – самый низкий уровень (социально и экономически неблагополучные школы), ESCS 4 – самый высокий уровень (благополучные школы).
В России выявлен серьезный разрыв между школами, имеющими высокие и низкие значения индекса социально-экономического благополучия. Этот разрыв даже больше, чем в странах-аутсайдерах PISA. По опросам директоров, у четверти самых благополучных российских школ материальные ресурсы вполне сопоставимы с ресурсами образовательных организаций стран-лидеров PISA, а остальные три четверти близки к показателям школ из стран-аутсайдеров.
На этот факт пристальное внимание должно обратить Минпросвещения, поскольку обеспеченность школы материальными ресурсами оказывает влияние на уровень читательской грамотности детей. В развитых странах это влияние отмечено в меньшей степени, в развивающихся – в большей.
В России почти половина (48%) подростков учатся в образовательных организациях, директора которых отмечали в анкетах нехватку учебных материалов. Эти школьники демонстрируют результаты по читательской грамотности на 26 баллов ниже, чем их сверстники из школ с достаточным количеством учебных материалов. В среднем по ОЭСР нехватка учебных материалов снижает результат на 14 баллов.
Ученики школ с низким, по оценке директоров, качеством учебных материалов, показали результаты по читательской грамотности на 32 балла ниже, чем их сверстники в школах с хорошим качеством учебных материалов. В среднем по ОЭСР зафиксировано снижение на 13 баллов.
Еще один важный момент: в странах ОЭСР количество детей в школах с нехваткой материальных ресурсов и низким качеством учебных материалов, из года в год снижается, в то время как в России с 2015 по 2018 год значимых изменений не произошло.
Кадровые ресурсы школ
В исследовании PISA-2018 был проанализирован ряд показателей кадровых ресурсов образовательных организаций. Отметим факторы, показавшие связь с читательской грамотностью школьников: посещение учителями программ профессионального развития за последние три месяца, а также нехватка и недостаточная квалификация педагогических кадров.
Ответы директоров свидетельствуют о том, что в среднем 43% российских подростков учатся в образовательных организациях, где не хватает педагогов, и 37% – в школах, испытывающих недостаток квалификации учителей. Доля таких школ в России примерно в два раза больше, чем в странах-аутсайдерах PISA, причем значимых изменений этих показателей с 2015 года в нашей стране не отмечено.
Среди проблем с кадровыми ресурсами в образовательных организациях России следует выделить и нарастающий разрыв в уровне профессионального развития между педагогами благополучных и неблагополучных в социально-экономическом отношении школ.
Тенденция по всем странам, участвовавшим в исследовании PISA, заключается в сокращении разрыва между благополучными и неблагополучными в социально-экономическом отношении школами. Однако в России в 2018 году разрыв, напротив, заметно увеличился: курсы профессионального развития посещали 23% педагогов неблагополучных школ и 44% – благополучных. Разница в 21 процентный пункт – одна из максимальных среди всех стран, принявших участие в исследовании. Больший разрыв в пользу благополучных школ наблюдается только в Катаре, Колумбии и Боснии и Герцеговине. В школах Швейцарии, Франции и Мальты, наоборот, в неблагополучных школах на 20–30% больше педагогов посещают курсы профессионального развития.
Выводы и рекомендации
В России зафиксирована высокая степень зависимости обеспеченности школы материальными ресурсами от ее социально-экономического уровня. В странах ОЭСР это проявляется в существенно меньшей степени. Более того, в странах ОЭСР и странах-лидерах PISA снижение неравенства между школами выбрано в качестве одной из приоритетных задач.
В России 43% школьников учатся в образовательных организациях, директора которых заявляют о нехватке педагогических кадров, причем этот показатель не изменился с 2015 года. В связи с этим Минпросвещения должно принять меры, направленные на развитие интереса к педагогической профессии. В отчете ФИОКО приведены такие данные: только 3,7% пятнадцатилетних школьников в России проявляют интерес к профессии учителя, а доля молодых специалистов в школе в среднем по стране не превышает 10% от всех педагогов.
Квалификация российских учителей благополучных в социально-экономическом отношении школ значительно превосходит квалификацию работающих в неблагополучных образовательных организациях. Одна из причин состоит в том, что педагоги благополучных школ почти в два раза чаще посещают программы и курсы профессионального развития.
Реализация адресных программ повышения педагогического мастерства, составленных с учетом потребностей школы и в соответствии с профессиональными дефицитами педагогов, может дать эффект при профилактике рисков образовательной неуспешности и способствовать повышению качества образования.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.