Берлин против Вашингтона
Имидж Соединённых Штатов как мирового лидера стремительно рушится. Не помогает даже возобновление пилотируемых полётов в космос. Между тем геополитические партнёры-соперники набирают очки. Европа показала миру, как сумела справиться с пандемией быстрее многих других.
Ангела Меркель проявила жёсткую независимую позицию и отказалась приехать по приглашению Трампа на саммит G7, который он хотел провести очно в конце июня в США. Сослалась на коронавирус, но причина явно не в этом. Кроме того, канцлер в резком личном телефонном разговоре с президентом США отвергла его призывы к санкциям против «Северного потока — 2», а также против Китая. Говорят, что Трамп был в ярости после этого разговора. И это знак: его начинают игнорировать...
Берлин против Брюсселя
Ангелу Меркель за полтора года до перевыборов в новый парламент эксперты поспешили назвать «хромой уткой» за отказ от нового срока на посту канцлера и внешнеполитическую пассивность.
И вдруг Меркель восстала на фоне коронавируса как птица феникс. В марте одной из первых среди лидеров стран она выступила с обращением к нации по поводу пандемии. Тогда многие оценили её речь как весьма пессимистичную и завышающую угрозы вируса. Потом была личная самоизоляция...
Но после этого — канцлера как подменили. Она взяла на себя ответственность за важные решения и грамотно провела Германию через пандемию. Цифры говорят сами за себя. А сейчас, когда лидеры 16 немецких земель идут на снятие ограничений, призывает к сохранению крайней бдительности. Хотя футбол (но без зрителей) разрешила первой в большой Европе.
Затем Меркель проявила твёрдость в части инициативы Макрона по выпуску КоронаБондс, но согласилась на создание специального фонда восстановления экономик. Германия явно не готова стать основным донором и финансировать просчёты экономической политики других стран ЕС. И тут следует обратить внимание на одно внутриполитическое событие в Германии с огромными возможными последствиями для Евросоюза.
5 мая Конституционный суд Германии поддержал критику программ Европейского центрального банка по выкупу долгов с 2012 по 2018 год и дал ЕЦБ три месяца на объяснение мотивов такого видимого нарушения Маастрихтского договора и шага в сторону объединения долгов (оно всегда вызывало неприятие немецкой общественности). Если КС не будет удовлетворён ответом ЕЦБ, он может принять второе решение и запретить Бундесбанку продолжить участие в проектах ЕЦБ по выкупу долгов. Это может положить конец начатой при Марио Драги политике количественного смягчения и поставить под вопрос будущее евро.
Необходимо обратить внимание на напряжённость, которая возникла между немцами с этого момента. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен дала понять, что её ведомство может принять меры против немецкого правительства за несоблюдение принципа верховенства европейского права над национальным. И... даже ввести санкции.
Меркель призывает искать компромиссы и пытается обойти созданные Конституционным судом препятствия. Но наверняка это только начало очень большого и жаркого спора в ЕС.
США усиливают давление на Китай
В мае прошли самые необычные в истории КНР «две сессии». Они войдут в историю по нескольким причинам, в числе которых — отмена таргета роста ВВП, законопроект о госбезопасности Гонконга и первый в истории КНР Гражданский кодекс.
Китайское правительство не станет устанавливать целевой показатель для темпов роста ВВП на 2020 год. Такое происходит впервые с 1994 года, когда Пекин начал устанавливать таргет для ВВП. «Это связано с тем, что наша страна столкнётся с некоторыми факторами, которые трудно предсказать в своём развитии из-за большой неопределённости в отношении пандемии COVID-19 и мировой экономической и торговой среды», — сообщил премьер Госсовета КНР Ли Кэцян в ходе ежегодной сессии Всекитайского собрания народных представителей.
Новостной дайджест о Китае от Александра Габуева (ChinaDigest) также сообщает, что теперь (если цель не установят негласно) правительство сможет более гибко подходить к разработке программ восстановления экономики, а чиновники на местах не будут вынуждены гнаться за KPI. Отказавшись от таргета по ВВП, премьер выставил другие ориентиры:
- уровень безработицы в городах — не выше 6%;
- рост потребительских цен — до 3,5%;
- дефицит бюджета — 3,6% ВВП (2,8% в прошлом году).
Правительство в экономической политике будет руководствоваться шестью стабильностями и шестью гарантиями.
Приоритетом по-прежнему является выполнение главного обещания Си Цзиньпина — искоренение крайней нищеты к 2020 году, что позволит в 2021 году, к 100-летнему юбилею основания Компартии и началу 14-й пятилетки, заявить о построении «общества средней зажиточности».
Между тем Сенат США принял закон, который может лишить некоторые китайские компании доступа на фондовые биржи США. Все компании обязаны доказать, что они не подконтрольны иностранным правительствам, и пройти через аудит Комитета по надзору за отчётностью публичных компаний США (PCAOB). Сейчас на биржах США торгуется более 150 компаний с общей рыночной капитализацией более 1,2 трлн долл.
Другой закон, который сенат США может принять, касается действий Пекина по отношению к Гонконгу. Вашингтон планирует наложить санкции на китайских партийных чиновников, которые обеспечивают соблюдение нового закона «о национальной безопасности...» в Гонконге. Санкции коснутся и финансовых организаций, которые будут связаны с воплощением нового закона.
Календарь геополитических событий на 2020 г.:
______________________________
Вадим Логинов, директор по стратегическому развитию УК «Альфа-Капитал»