Иногда для того, чтобы поделиться впечатлениями о той или иной пластинке, нужно время, чтобы осмыслить услышанное и осознать, как оно в тебе отозвалось. Новый альбом Бориса Гребенщикова "Знак Огня" - безусловно из таковых. Пластинка вышла в свет ещё в июне и по "закону хайпа" выгодно было бы написать о ней сразу же, но... Плевать я хотел на хайп, а равно и на выгоду, каковой в своих заметках я никогда не преследовал. А вот поделиться хочется (благо - есть чем, ибо впечатлений масса), что я с удовольствием и делаю. Сейчас для этого самое время и настроение.
1. "Ɑ". Коротенький вступительный вокализ. Звучит симпатично. Жаль только, что очень уж коротко.
2. "Вон Вавилон". Центральная часть аранжировки - перкуссия в ритме регги с многочисленными сэмплами и наложениями голоса. Музыка по-хорошему навязчива и в то же время, если не вслушиваться, кажется довольно минималистичной. Отличный текст, который смело можно разбирать на цитаты.
3. "Баста Раста". Трек звучит тревожно и очень мощно. Вся аранжировка подчёркивает то, о чём поётся (на самом деле - скорее проговаривается речитативом). Ощущение апокалипсиса лишь усиливается хаотично звучащей гитарой (хотелось бы назвать эту партию соло, если бы подобное обозначение хотя бы до некоторой степени соответствовало "каноническому" его смыслу). Завораживает и будоражит одновременно. И да, стыдливая буковка "е", служащая фиговым листком для одного и так не до конца произнесённого слова, здесь очень к месту - она словно дополняет содержание песни, стремясь ему соответствовать.
4. "Моё Имя Пыль". Шикарное аранжировочное решение в латиноамериканском стиле с обилием духовых и превосходным пульсирующим басом. Настоятельно рекомендую слушать в хороших наушниках (как и всю пластинку, собственно), ибо если вы воспользуетесь простыми бытовыми колонками или чем-то в этом духе, то украдёте сами у себя удовольствие, не услышав мелких нюансов, услышать которые стоит - музыка Бориса Борисовича из них как раз и соткана.
5. "Вечное Возвращение". Звучание композиции по стилистике напомнило классические вещицы "Аквариума". А вот вокальная линия в куплете - манеру Константина Кинчева. Проигрыш после первого припева - настоящее симфоническое оркестровое полотно. Едва слышный женский бэк-вокал в припеве - просто восхитителен.
6. "Знак". Вполне традиционный реггийный мотив с глубоким басом, который, кажется, готов заполнить собой всё пространство микса - настолько он "раздут". Хоровые подпевки - великолепны, они словно достались этому треку в наследство от предыдушего.
7. "Изумрудная Песня". Я бы назвал эту песню солнечной. Звучание вызывает именно такие ассоциации. Впрочем, "изумрудная" - тоже хорошо. Текст её, как мне кажется, является квинтэссенцией смысла всего альбома. Он шикарен, равно как и соло-гитара, да и вообще каждая нота, звучащая здесь. И ещё одно недосказанное словцо со всё тем же стыдливым фиговым листком в виде буквы "е". Субъективно - лучшая вещь на пластинке. Чего стоят хотя бы строки
я не хочу быть
камнем в вашей стене
я не хочу быть
трупом в вашей войне
я не хочу стоять в одном строю
идите к Богу в рай, а я ещё спою
Кому как, а лично я подпишусь под каждым словом.
8. "Масала Доса". Стилистика песни и аранжировка почему-то вызвали ассоциацию с фильмом "Собачье сердце" по М.А. Булгакову. Думается, она отлично вписалась бы в саундтрек, несмотря на наличие в тексте некоторых "не вписывающихся" в эту мою фантазию слов.
9. "Хиханьки да Хаханьки". Симпатичная миниатюра, исполненная под акустическую гитару.
10. "Не Судьба". Потрясающий по своей глубине и силе воздействия текст, обрамлённый прекрасной аранжировкой на фоне тревожно звучащих арпеджио акустической гитары. Настоящий шедевр.
11. "Мой Ясный Свет". За что, помимо прочего, я очень люблю творчество Бориса Гребенщикова - так это за то, как искуссно сплетаются в его текстах "высокий штиль" и обыденность нашего современного повседневного языка. Просто вслушайтесь:
мой ясный свет
даже когда разверзается дно
неизъяснимый мой
подлинный мой провайдер
рухнут софты и железо сгниёт
а мы – мы остаёмся одно
12. "Поутру в Поле". Жизнеутверждающая и солнечная вещица, особенно уместная на фоне предыдущих треков, своей кажущейся легковесностью разряжающая ими созданное напряжение.
13. "Ода". Торжественно звучащие струнные с воздушными акустическими арпеджио формируют настроение, в полной мере соответствующее названию этой прекрасной инструментальной коды.
Резюме. И вновь я не удержался, нарушив самим собой введённое правило прикреплять к статье не более трёх треков. Слишком хороши многие композиции здесь. Впрочем, как поётся в известной песенке:
Мне никто не указ,
Да и сам я себе не указ
Если вы ещё не слушали альбом, очень рекомендую вам выполнить две вещи. Во-первых - послушать его именно как альбом, цельно от начала и до конца. Он таковым задуман и наше нынешнее сингловое мировосприятие сработает против вас. Во-вторых, откройте тексты песен и, слушая, читайте. Поверьте, это оправдано.
Подписывайтесь на канал Рок-н-ролльное чтиво, ставьте лайки, комментируйте, делитесь публикацией на своих страницах в соцсетях!
Автор: Павел Краснокутский
Фото: Yandex
Моя группа ВКонтакте:
https://vk.com/clubapologetofrock
Моя страница на Стихи.ру:
https://www.stihi.ru/avtor/apologet666
Подписывайтесь на мои ресурсы в сети:
Яндекс Дзен: https://zen.yandex.ru/rockinreadin
Instagram: https://www.instagram.com/apologetofrock/
YouTube:https://www.youtube.com/channel/UCSFwAoc1d3vbEFEuaeZ8RUA
Facebook: https://www.facebook.com/profile.php?id=100008336283503
Прослушать альбом Бориса Гребенщикова "Знак Огня" можно, пройдя по ссылке.