Страшный сон фотолюбителя, навеянный рассказом случайного собеседника за столиком летнего кафе между порцией сосисок с капустой и чашкой чая с пирожком.
Есть масса вооружённых фотоизделиями людей, которые спят и видят себя фотопрофессионалами. В общем-то, обычное дело. Множество гомосапиенс обоего пола сегмента 16-18 лет мыслит себя не иначе как звёздами её величества Фотографии. Выпуклее всего это видно на примере киноэстрады. Киностудии, всевозможные жюри по кастингу, приёмные комиссии учебных заведений с профилем «киноделание» стонут от жаждущих и страждущих. Это считается нормальной ситуацией.
Ситуация с фотографами похожа. Как всегда, и там и там столько романтического, розового, всякого тумана, что люди, с одной стороны, «хочут», но сталкиваясь с так называемыми, реалиями, иногда на всю жизнь становятся профессиональными потребителями напитков определённого толка или посетителями спецкабинетов спецзаведений спецпрофиля...
Поговорим...
Фотопрофессионал - кто это?.. В мозговом сегменте таких «ничтоже сумняшихся» тут же предстаёт образ, ярко нарисованный и растиражированный всевозможными СМИ - молодой, задорный «самец» или хрупкая до невозможности особа противоположного пола, обвешанные, как виноградная лоза гроздьями ягод, последними достижениями фотоиндустрии то в жарких песках Сахары, то на очередном покорённом пике Килиманджаро, то в глубинах мирового океана, то космоса, то в снегах Антарктиды и т.п. То есть рисуется брутальный портрет покорителей мира и фотощелкунчиков: всегда, везде и по любому поводу. Лёгкая очаровательная жизнь, полная беззаботных вояжей.
Отдельно - война и социальные катаклизмы: здесь фотограф - отстранённая фигура «над схваткой». Там, где война, действует фактор зоны боевых действий, а также особые условия работы в ней. «Снимаешь то, что мы тебе разрешим».
Социальные приливы и отливы - это то, что происходит время от времени в обществе, и фотограф здесь, с одной стороны, - участник событий, с другой - человек с конкретным взглядом на эти вещи. Объективного наблюдателя, которого рисуют, не бывает. Но многие верят, что бывает. Обычно стрелки переводятся...
Фотографа-профи часто выводят «за скобки» события. Он работает, как бы не заморачиваясь. Легко. Война, революция - сегодня здесь, а завтра там. То аборигены островов Тонго требуют мороженого в упаковке с картинками, то студенты Сорбонны не хотят пользоваться шариковыми ручками. И там, и там фотограф работает, должен, обязан работать беспристрастно, оперативно, всесторонне запечатлеть. И так далее. Как бы обычно, легко, играючи ...
А тут ещё кинофестивали, Олимпиады, дефиле полуодетых девиц на модных показах. Ух, сколько всего! И везде фотограф. У иных дух захватывает. Но это лишь один небольшой сегмент приложения сил и талантов фотографа-профессионала, как вершина айсберга. То, что видят и «потребляют» все, - массовая информация.
Представьте себе, сколько профессионалов, крепких, очень интересных настоящих фотографов трудится в бытовой сфере, медицине, науке, правоохранительных сферах, моде, рекламе, да мало ли в каких еще.
К слову сказать, СМИ - именно та область фотографии, где понятие композиционного решения и красота фотографического решения - не на первых местах.
В первую очередь здесь ценятся, особенно сегодня, оперативность, адресность и событийность. Главное - успеть, опередить (правда, непонятно кого) и информировать...
Красота же - эфемерное, субъективное понятие. Постижение её требует некоторой отстраненности, предрасположенности и умения рассуждать, размышлять, то есть предполагает несуетность процесса и некоторый интеллект.
Ну да ладно, поговорим...
Фотограф-фантом, фотограф - тут и там, тот, которого ждут и хотят, чтобы он был таким. Да, это поначалу крепкие, на всё готовые ребята, освоившие внешние фотографические навыки, умеющие резко снимать, хотя сегодня трудно снять не резко, с автофокусом-то. Снятое не резко частенько выдается за домашнюю заготовку или «я так вижу», для фотографии прессы нерезкий кадр - брак. Это лишение снимка подробностей информации. Фотографы-журналисты мирового уровня высказывают мнение: чтобы фотограф стал профессионалом - журналистом, должно пройти лет пятнадцать. Первые пять лет он, как правило, понимает, зачем ему доверили такую фототехнику, учится у неё и учит её подчиняться выполнению задачи. Вторую пятилетку он постигает тонкости «общения» с объектами съемки. Дело в том, что часто при выполнении задания он ограничен временем, возможностями и обстоятельствами. Последние пять лет такой фотожурналист осознает, что предыдущие годы были потрачены не зря, и теперь он способен на выполнение любого задания любого издательства, редакции на самом высоком требуемом уровне. Это и есть профессионализм. Да, именно пятнадцать лет.
Поговорим...
О технике. Как правило, сегодня фотожурналисты СМИ хорошо оснащены фотоаппаратурой, оптикой и аксессуарами. Смысл в этом, по мнению редакции и начальства, самый практический. Дело тут не в удобстве, комфорте, облегчении условий работы фотографа. Дело в результате. Чтобы с человека спросить что-то, ему нужно дать что-то для выполнения того, что нужно спросить. Солдату - ружье, столяру - рубанок, хирургу - скальпель и т.д. Короче, если вы не обеспечите фотографа необходимым, он всегда отговорится, что не мог выполнить задания по техническим причинам. И будет прав. Атак, если что, всегда будет в ответе фотограф: вы же ему обеспечили условия работы...
Ещё ему выдаётся «вездеход» (удостоверение от издания), облегчающий (правда, не всегда) выполнение задания (тут важен фактор статуса издания). Например, если известному политику необходима съемка государственного визита, то положим фотокорреспонденты «Вечерних новостей Задвинска» могут отдыхать, как бы они ни трепыхались.
О дальних командировках (Гренландия, Австралия, Мексика, Китай - далее везде) можно также не беспокоиться - во всяком случае, сразу. Для этого есть специальное издание, специальные «фототоварищи» и фотоработники. И конечно, направление, стиль и характер работы фотокорреспондента всецело зависит от того, любит ли «главный» фотографию или нет, как он к ней относится на полосах издания, понимает ли он ее, а совсем не от специфики издания...
Масса тому примеров.
Поговорим...
О специфике издания: если это газета - обязательно информационный повод, средний и крупный план, грамотная подтекстовка. Основное заполнение полос газет сегодня - иллюстрации к материалам пишущих, очень редко - репортаж с места события, если есть событие, съемка «своего» автора. Тут, как правило, принцип один: материал может пойти «с колес» в номер, поэтому нужны оперативность и «правильных» взгляд на вещи. Для агентства, которое служит лишь накопителем и продавцом отснятого фотографами, важно всё, что может быть продано, - от пчелки на цветочке до серьёзных событий в любом уголке мира. Так работают мировые пресс-агентства. фотограф, оказываясь на месте съемки, снимает, как правило, всё, что можно снять «интересного», впрок и на любой вкус потенциального покупателя. Он производит товар в расчёте на анонима. Журнальные фотографы работают обычно в паре с журналистами-текстовиками, делают «темы», стараясь придать им значительность и интерес в глазах читателей. Их продукт не так оперативен, как газетный или агентский. Но он социально оправдан, солиден по наполнению и красиво скомпонован. Его можно «потреблять» в мягком кресле, при выключенном телевизоре, за чашкой вечернего крепкого чая с вареньем, не спеша, вглядываясь в понравившееся не один раз. Это относительно долгоиграющий товар, выбрасываемый на рынок, несколько раз. Его можно хранить и рассматривать время от времени в свободное время. Раньше - например, в прошлом веке - подшивки популярных изданий, таких как «Огонёк», «Работница», «Крестьянка», оформляли в книжные обложки по годам, и они занимали почётные места на книжных полках рядом с «Капиталом» К. Маркса, «Айвенго» Вальтера Скотта, а то и с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина.
Журналисты, перья которых приравнены у нас к штыкам, хоть никогда не сознаются, но считают место, отданное под фотографию, своей законной территорией, лишающей их «публикативности» в необходимой им мере и финансового вспоможения в их нелёгкой профессии. Аргументируется это обычно следующим образом: в редакциях на полусотню «нормальных» журналистов «бегает» два-три фотографа. И работенка у них щёлкнул кадрик, и выскочило в кассе... А нам,бедным, сколько строчек нужно написать; да ещё чтобы они прошли.. . Если же фотографа ставят на фиксированный оклад - всегда, дескать, это дело можно обойти. Карточки нужны всем, особенно хорошие.
Поговорим...
Но как в любом деле, в работе профи есть своя «капля дегтя» - это постоянная «подвешенность». Каждый день и практически по любому поводу, тебе могут сказать: «Хороший ты парень, но, понимаешь, не устраиваешь ты редакцию», - и... Это как в кино: снявшись один раз, ты можешь всю жизнь ожидать второго. Тот первый может оказаться звёздным и единственным. Есть примеры. Оттого-то профессии эти чем-то схожи, особенно если места приложения сил - супер, супер, супер: известнейшие мировые агентства, брендовые газеты и журналы, рекламные дела и т.д.
Вот эта «сказочка» про супер, супер и внедряется в умы желающих вступить на эту зыбкую, но очень-очень при удаче благодатную стезю.
Многие, не умея, почти ничего не понимая в этом деле, хотят, «чтобы всё и сразу», а им за это не было ничего плохого, только «шоколад». Мне кажется, дело здесь не в умелости и желании фотографировать, а в умении подумав. Поднимете ли вы всю ту ношу; которая свалится на вас... Таких, каких, желающих, - море; а вакансий...К тому же в такой профессии, как говорится, вход - рубль, выход - сто.
Поговорим...
Фотография сегодня - это во многом умение манипулировать кнопками компьютера и программой фотокамеры, скажет вам любой, хоть раз занимающийся этим делом. Камера сегодня снимает то, что фотограф не видит, иногда даже не подразумевает, что он делает, потом, взглянув на экран, с радостным удивлением изумляется картинке. Система фотокамеры сегодня способна мгновенно фокусировать изображение, получать изображения при чувствительности матрицы за 100 тысяч единиц АSА, работать со скоростью съемки более 20 кадров в секунду. Глаз фотографа не может успеть за ней при всём желании. Система последующей обработки полученного чернового материала позволяет кардинально менять форму, композицию и смысл снятого, более того, сейчас уже для получения фотоизображения с места съемки не нужно там находиться. Вот так. Достаточно войти в многочисленные сегодня архивы многочисленных фотобанков и «собрать» любое желаемое...
Любое. Вспомните «репортажи» с недавних событий странах Средиземноморского бассейна с кадрами, полученными при помощи фотошопа. Это свидетельство, с одной стороны, возможностей сегодняшней фотоиндустрии, а с другой - потери доверия к фотографу, его достоверности и фактологии, именно тем вещам, которые сделали фотографию Фотографией. Подумайте об этом... Сегодня многие пророчат закат фотографии и фотопрофессии в том виде, единственно который мы и разумели под этим понятием: для нас Фотография, как и 180 лет назад, - след солнечного луча на листке фотографической бумаги.
Поговорим...
Да не так, и неправда всё это.
Забудьте...
Продолжение следует...
2. Фотография ради искусства, любви или наживы. "Профессиональной" фотографии нет. (02)
3. Мы все фотографы по неволе. Какая фотография считается идеальной? (03)
4. Выбор - самое сложное в фотографии. Ответьте на вопрос, какой фотографией вы хотите заниматься. (04)
9. Фотография в сравнении с другими искусствами, младенец. (09)
10. Какая определить что фотография "хорошая" или "плохая". (10)
11. Три вопроса фотографа. Что я снимаю, зачем я снимаю, как я снимаю. (11)