Автор: Алексей СОСНОК / фото Вячеслав СУХОДОЛЬСКИЙ/ NEFT.by
В результате увеличена механическая скорость бурения
На нефтяных месторождениях «Белоруснефти» успешно применяется экспериментальный гибридный дизайн долота. Речь идет о Crush—n—Shear™ 215,9ES55RKs с вращающимся элементом в центре матрицы. Это уникальная разработка американской транснациональной корпорации «Халлибуртон» – ее филиала «Халлибуртон Интернэшнл ГмбХ».
Компания «Белоруснефть» одной из первых в мире начала использовать такие долота для увеличения показателей механической скорости проходки при строительстве скважин. Высокоэффективный породоразрушающий инструмент в белорусском нефтяном регионе внедряли специалисты управления скважинных технологий и сервиса Центрального аппарата и института «БелНИПИнефть».
Денис Закружный, начальник управления скважинных технологий и сервиса Центрального аппарата «Белоруснефти»:
"Мы первыми в восточном полушарии испытали инновационную технологию долота с комбинированной технологией разрушения горной породы при бурении на суше. На Российской нефтегазовой технической конференции SPE, которая должна состоятся в Москве осенью 2020 года, компания «Халлибуртон Интернэшнл ГмбХ» планирует в соавторстве со специалистами нашего предприятия выступить с докладом о долотах комбинированного действия и результатах их применения на скважинах «Белоруснефти».
При проектировании этого долота использован целый комплекс передовых разработок американской компании. Во-первых, это Crush and Shear™ – вращающийся шарошечный элемент в центре матрицы PDC долота, предназначенный для наиболее сложных условий бурения. Там, где необходимо обеспечить постоянное значение глубины контроля внедрения резцов и повышения эффективности долота в пластичных породах. Во-вторых, применена Geometrix™ 4D – отлично зарекомендовавшая себя технология с профилированными резцами сложной формы Chisel™ для сохранения скоростных качеств. И, в-третьих, это технология Shyfter™ R3 – активные вспомогательные режущие элементы на верхней плечевой зоне долота специальной формы для кратного повышения эффективности разрушения горной породы."
Новейшие разработки, эффективно реализованные в гибридном долоте, дают ему неоспоримые преимущества. Это более стабильное положение отклонителя при наклонно-направленном бурении, снижение процента работы в режиме «слайдирования».
Сергей Васько, ведущий инженер отдела строительства скважин и бурения боковых стволов УСТиС Центрального аппарата «Белоруснефти»:
"В белорусском нефтяном регионе уже сделаны три отработки этого гибридного долота. Специалисты нашей компании получили хорошие результаты в увеличении механической скорости проходки. Так, на скважине № 509 Речицкого месторождения средняя механическая скорость составила 14,5 м/ч. А это – плюс 262 процента к плановой скорости в 4 м/ч. Не менее впечатляющие цифры и по cкважине № 153 Мармовичской площади. Здесь средняя механическая скорость с использованием гибридного долота составила 25,5 м/ч – плюс 231 процент к плановой скорости в 7,9 м/ч. Увеличение средней механической скорости зафиксировано и при бурении скважины № 22 Карташовского месторождения – 11,2 м/ч при плановой скорости в 9,5 м/ч, то есть плюс 18 процентов.
Применение гибридного долота обеспечило динамическую устойчивость работы всей компоновки низа бурильной колонны на забое при бурении в переслаивающихся породах различной твердости со стабильным реактивным моментом. Все это позволило отбурить секции эксплуатационной колонны с высокими скоростями проходки. При испытании гибридного долота установлен рекорд суточной проходки 2019 года – 501 метр – на скважине № 153 Мармовичского месторождения."
Дизайн долота уже доработан. В частности, усилена конструкция вращающегося элемента. Следующая отработка пройдет на скважине № 16 Карташовского месторождения.
В 2019 год арендным породоразрушающим инструментом коллектив Светлогорского управления буровых работ пробурил почти 155 000 метров горных пород (около 96 % от всего объема проходки за год).
В этом направлении «Белоруснефть» помимо «Халлибуртон Интернэшнл ГмбХ» активно сотрудничает и с другими компаниями. Среди них АО «НПП «Бурсервис», АО «Бейкер Хьюз», АО «Пермнефтемашремонт», АО «Волгабурмаш». Внедрение высокоэффективного породоразрушающего инструмента продолжается и в нынешнем году. Компании-арендодатели постоянно совершенствуют конструкцию и дизайн долот под конкретные условия бурения и характеристики литологического разреза Припятского прогиба. Делается это для максимально эффективного выполнения программы бурения разведочных и эксплуатационных нефтяных скважин, а также восстановления скважин боковыми стволами.