Как знаменитые актёры и режиссёры воспринимают знаковые, монументальные произведения литературы - интересная тема.
Советская актриса Маргарита Терехова однажды высказалась о романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (а также об экранизации В. Бортко 2005 г.).
Давайте проанализируем отрывок из этого интервью.
- Ваше отношение к нашумевшему сериалу Бортко «Мастер и Маргарита»?
- ... я считаю, что Булгаков создал произведение, которому лучше бы оставаться в его письменном столе... Дело в том, что Булгаков, написав эту книгу в тридцатые годы, отлично понимал, что никто ее не примет, ибо в православной стране (а в СССР 30-х атеизм еще не успел сильно одурманить умы), произведение, являющееся, по сути, неким кощунством на Евангелие, будет просто растоптано, причем справедливо.
Действительно, роман "#мастер и маргарита" - не христианский и не православный. Хотя довольно много читателей считает наоборот. Существует мнение, будто #михаил булгаков в своей книге прорекламировал христианство для интеллигенции, показав его в привлекательной форме. Так сказать, более реалистично, с претензией на историчность.
Однако недаром известный православный деятель, дьякон Андрей Кураев назвал историю Иешуа "Евангелием от сатаны".
События жизни Иешуа Га-Ноцри излагаются вовсе не по библейским канонам. Иешуа не творит чудеса, а главное, не воскресает после распятия. Возникает впечатление, что Понтий Пилат - не менее важный персонаж, чем Иешуа. Постоянно подчёркиваются его душевные муки, терзания от осознания собственной вины.
С точки зрения верующих, роман Булгакова - действительно кощунственный.
Далее Терехова утверждает, что книга «Мастер и Маргарита» была издана и стала известной именно в 60-е годы не случайно.
Поскольку шестидесятническая молодежь уже абсолютно не знала, что такое Библия, какой там был сюжет и т.д., то им решили подсунуть грубый суррогат, в котором, используя пару подлинных евангельских мотивов, автор нагромоздил массу еретической лжи.
Под подлинным евангельским мотивом Терехова могла иметь в виду монотеизм. "Бог один, в него я верю", — говорит Иешуа на допросе.
А вот что могло показаться ей "еретической ложью"? Вероятно, следующее высказывание Иешуа:
"Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые".
Это, действительно, какой-то сверхгуманизм, характерный не для античности, а скорее для гораздо более поздних эпох.
Кстати, и в современной психологии можно встретить обоснование подобной идеи. Например, в системе НЛП есть принцип позитивного намерения, объясняющий любые, даже самые глупые, грубые, агрессивные действия людей надеждой на позитивный результат.
А в психоанализе разработана теория защитных механизмов, в которой агрессия и злость трактуются как проявления вымещения внутреннего дискомфорта.
Но для христианства отказ от понятия "злых людей" немыслимо. Люди злы, грешны, им надо каяться, а не копаться в причинах своей злости.
Рационально-психологическое истолкование сцены общения Берлиоза и Воланда можно прочитать в этой статье.
Скорее всего, религиозным взглядам Маргариты Тереховой противоречила и такая идея Иешуа:
"Всякая власть является насилием над людьми. Настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть".
Именно за эти слова вскоре его и казнили. Обратим внимание, что выраженная здесь идея противоречит знаменитому евангельскому принципу: "Всякая власть от Бога".
Иешуа тут выступает в качестве радикального анархиста. Кстати, с точки зрения коммунистической идеологии, его слова вполне можно истолковать как соответствующие идеалу светлого будущего. Ведь Маркс и его последователи мечтали о будущем отмирании государства за ненадобностью, о построении справедливого общества.
Рассмотрим еще одну фразу из интервью М. Тереховой:
Но люди, из душ которых на протяжении двух поколений вытравляли веру, уже забыли оригинал, сочли, что произведение Булгакова и есть нечто вроде евангелия, с восторгом зачитываясь этой книжкой.
Ажиотаж вокруг данного романа, действительно, огромный. Некоторые даже считают его главной книгой ХХ века. Причина в том, что #Булгаков сумел "угодить" самым разным слоям читающий публики.
Многие религиозно настроенные читатели нашли подтверждение своей веры, найдя подходящие интерпретации. Любители мистики сполна насладились описаниями приключений Воланда и его свиты. Критики советского быта с удовольствием перечитывают злоключения справедливо наказываемых чиновников, управдомов и литераторов.
И в заключение - еще один небольшой комментарий.
Повторюсь: людям всегда нужна вера, нужен Бог, поэтому и популярность этой книги стала запредельной. А сейчас мы наблюдаем почти тоже самое, но уже с телеверсией этого произведения.
Наверное, с этим можно согласиться, если иметь в виду психологическую подоплёку такой веры. Роман "Мастер и Маргарита" достаточно сложный, интересный, его тянет перечитывать.
Сторонники мистики найдут в нем множество соответствий своим взглядам. Вера в судьбу, страх перед сверхъестественными силами, надежда на справедливость - все это подкрепляется благодаря чтению книги.
А что вы думаете о романе "Мастер и Маргарита" и его трактовках? Как правильно его понимать?
Если статья интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.