Найти в Дзене

Эстетика Никола Буало: можно ли ее применить в наше время к гиперреализму?

Когда студенты изучают историю эстетики, имя Никола Буало (1636-1711) всплывает в связи с особенностями стиля классицизма. Чтобы понять это направление искусства, надо, конечно, знать Буало как его теоретика. Однако вклад французского мыслителя и литературного критика в развитие эстетики не только в этом. Казалось бы, что нам сейчас классицизм? Современное искусство ушло от Корнеля и Расина также далеко, как интернет от гонца, бегущего с важной вестью.

Однако проблема того, насколько в искусстве важно рациональное начало, актуальна и сейчас. И Буало дал свой ответ, защищая разумность искусства против неконтролируемой эмоциональности.

И. Риго "Портрет Никола Буало"
И. Риго "Портрет Никола Буало"

Стиль изложения самого эстетика является иллюстрацией его воззрений. Он излагал их в стихах, четко и ясно, в строгом соответствии с канонами классицизма. Его поэма-трактат называется "Поэтическое искусство". Помимо этого труда Буало написал много других, особенно налегал на жанр сатиры. Он умел выражаться отточенными фразами, достигая максимальной ясности изложения.

Никола Буало выпало жить в ту эпоху, когда французская литература была на пике своего классицистического периода. Расин, Лафонтен, Мольер были друзьями Буало. Их произведения он тщательно изучал и критиковал. Притом, невзирая на дружбу, его критика была непредвзятой, ибо он исследовал произведения, исходя не из личных симпатий и антипатий, а следуя строгим правилам, невзирая на лица. По сути, он был первым, кто начал вот так объективно анализировать литературные произведения.

Никола Пуссен "Танец под музыку времени". Картина в стиле классицизма
Никола Пуссен "Танец под музыку времени". Картина в стиле классицизма

И до Буало были теоретики, излагавшие идеи классицизма, но он стал первым, кто систематизировал их и вывел четкие правила этого стиля. Главным принципом эстетики Буало считал разумность, подчинение рациональному началу. Именно в логической упорядоченности он видел истинную красоту. А эта самая упорядоченность - основа мира. То есть, согласно Буало, мир устроен разумно. По сути, эстетик выразил те же мысли, что и его современник Рене Декарт, философ-рационалист. Только он рассмотрел эстетическую стороны проблемы.

Клод Лоррен. "Пейзаж"
Клод Лоррен. "Пейзаж"

И вот таков вывод Буало: искусство должно подражать природе.

Так что именно принцип подражания становится для него критерием эстетической ценности произведения. С современной точки зрения подобные воззрения выглядят устаревшими. Сейчас искусство тщательно избегает подражательности, стремясь создать собственный мир, в котором большую роль играет именно эмоциональность, а не рассудочность. Правда, есть такое направление, как гиперреализм, так что идеи Буало живы хотя бы на этом островке, да и то условно.

Художник-гиперреалист Джоаккимо Пассини в процессе творчества
Художник-гиперреалист Джоаккимо Пассини в процессе творчества

Ведь, согласно французскому мыслителю, подражание природе должно касаться не единичных, частных случаев, а всеобщего. То есть для Буало важна типизация, в то время как гиперреализм уперт именно в частности. Кроме того, Буало не выносил ничего "площадного", то есть массового, понимаемого им как низменное. Например, он не выносил из-за этого басен. Ведь там действуют какие-то говорящие животные и т.д., чего в жизни не бывает. Подобные аллегории, фарс, бурлеск были Буало чужды. Он считал, что не надо показывать в искусстве жизнь простого люда ни аллегорически, ни прямо. Высокомерный был господин.

Дарио Кампаниле. "Мандарины"
Дарио Кампаниле. "Мандарины"

Гиперреализм не знает такого высокомерия, отражая любой объект действительности. Так что я думаю, что, несмотря на то, что он следует принципу подражательности, по остальным пунктам эстетики Буало совпадений нет.

Читайте еще на моем канале:

Почему в нашей жизни полно запретов: социологический подход

Станет ли человек будущего киборгом?

Из блога мужа:

Как в 1935 году в СССР представляли себе полет на Луну