Найти в Дзене

Немецкий Петербург и лютеранская община Св. Петра начинаются с Петра I

Мне интересно, как складывалась судьба иностранцев в нашем городе. Сегодня речь пойдёт о немцах в Санкт-Петербурге.

Здравствуйте, дорогие читатели!

Иногда я буду к этой теме возвращаться и расскажу о роли немцев в разных сферах жизни города.

Подписывайтесь на канал=✔,ставьте лайк=👍
Подписывайтесь на канал=✔,ставьте лайк=👍

Пётр I окружает себя немцами, своего сына царевича Алексея женит на немецкой принцессе Софии-Шарлотте. Немцы активно принимают участие в строительстве города, развитии науки и искусства.

Пётр учредил ( открытие после его смерти) Императорскую Академию наук в Санкт-Петербурге. Первым президентом Академии был лейб-медик Петра Блюментрост Лаврентий Лаврентьевич. Он же был и директором царской библиотеки и Кунсткамеры.

Пару строк статистики для понимания:
Первый состав Академии можно назвать "немецким": из 13 членов 9 немцев.
Было 14 лекционных курсов и 10 из них читали немецкие учёные.

Такие качества немцев как порядочность, усердие, аккуратность и трудолюбие " дали" хорошие всходы на русской почве. Немцы представлены во всех областях жизни.

Санкт-Петербургу исполнилось 317 лет в 2020 году. За это время судьба немцев складывалась по-разному и менялась неоднократно. Негативным на события оказался XX век: Первая и Вторая мировые войны , а также революция 1917 года не " прошли" мимо. В войнах основной противник -Германия. Немцы, которые жили в Санкт-Петербурге находились под подозрением. В каждом видели "немецкого шпиона".

Неважно, что они русские подданные. Именно это было главным условием переезда в Россию. Екатерина II издаёт Манифест , приглашает специалистов-иностранцев, сохраняя им многие привилегии, но с условием принятия подданства. Подумаешь, что уже второе или третье поколение родились в России,живут и трудятся на благо новой родины.

Они же немцы. Появилась враждебность к ним, притеснения. Репрессии и гонения после революции закончились волной арестов в 1937-38гг. Чтобы выжить многие скрывали свою национальность, боялись говорить на родном языке. Отношения в этот период были сложными и противоречивыми.

Свою роль сыграли и средства массовой информации : газеты, журналы, книги.Отношения между странами определяла идеология. "Пойти"навстречу друг другу-сложный период, который преодолевался ни за один день. Отношения к немцам восстановлены. Немецкая община живёт своей жизнью. Центр её Петрикирхе (Petrikirche).

Свободу вероисповедания немцы получили от Петра I в 1702 году. Первая церковь была маленькой и деревянной. Она находилась на территории Петропавловской крепости. Количество прихожан увеличивалось. Первая треть XVIII века- это четыре немецких лютеранских общины. Все участки земли для церквей подарены императорами или императрицами. Они дорожили своими специалистами.

К началу XX века из 13 лютеранских общин 11 были немецкими. Каждая община кроме церкви, имела свою школу, приют для сирот, помогало нищим, выпускала свою газету. В районе Адмиралтейства жили немцы, кто работал на верфях. Они собирались на богослужения в доме Корнелиуса Крюйса.

Голландец, вице-адмирал русского флота считается основателем общины Св.Петра. Во дворе его дома была построена небольшая капелла для богослужения и был свой пастор.

От Петра II община получает в дар участок земли, где строится церковь во имя апостолов Петра и Павла. Территориально она и сегодня на своём историческом месте по адресу Невский пр 22-24. Церковь 2-этажная и рассчитана на 1500 прихожан.

В 1762 году пастор общины А.Ф. Бюшинг при общине основал школу, которая стала известна как Петришуле (Petri-Schule). Было престижно в ней учиться. Основной язык преподавания был немецкий, но учились здесь дети разных национальностей.

Петришуле, известна как 222 школа СПб
Петришуле, известна как 222 школа СПб

В 1833 году архитектор Александр Брюллов представляет проект нового здания кирхи. Через пять лет она освящена. По стилю считается примером романского стиля с чертами русского классицизма. Рассчитана на 3000 человек.

Петрикирхе сохранила свой внешний облик
Петрикирхе сохранила свой внешний облик

В алтаре висела работа Карла Брюллова "Иисус на кресте". Гордостью общины был внушительных размеров орган фирмы Валькер. От придворной знати до простых ремесленников- таков был социальный состав общины и к началу XX века насчитывал 15 тысяч человек.

В годы советской власти церковь разделила участь многих других: пасторы арестованы и расстреляны, церковь в 1937 закрыта. Предметы искусства получили музеи, интерьер разрушен. В 1962 году в церкви открыт бассейн.

Бассейн с вышкой в алтаре и церковный зал после реставрации ( фото с karpovka.com)
Бассейн с вышкой в алтаре и церковный зал после реставрации ( фото с karpovka.com)

Новая жизнь началась в годы перестройки и в 1993 году здание возвращено Евангелическо-Лютеранская Церкви. Через четыре года после реставрации возобновили богослужения. Сегодня пользуются популярностью органные концерты. Я коснулась только одной общины. Возрождена и община Св. Катерины на Васильевском острове. Богослужения проходят на русском, немецком, латышском и эстонском. Там же на Васильевском возрождена община Св. Михаила, которая сегодня принадлежит Русской общине Лютеранской церкви Ингрии. Другие храмы были разрушены или перестроены и о их восстановлении речь не идёт.

С уважением, Марина Иванова

Спасибо, что дочитали до конца.

-5