Найти тему

СТУДЕНТЫ ВЫШКИ ВЗБУНТОВАЛИСЬ ПРОТИВ ОН-ЛАЙН ОБРАЗОВАНИЯ

Ректорат Высшей школы экономики намерен уже в следующем учебном году целый ряд дисциплин перевести в он-лайн. Неожиданно это вызвало беспрецедентный для ВШЭ протест студентов. Активно собираются подписи под открытым письмом, которое можно прочитать по ссылке. Ректорат норовит не дать пожару распространиться и вводит какие-то этически-цензурные кодексы, чтобы не выносить сора из избы.

Удивляет в этом раскладе приблизительно всё.

1. Хозяин ВШЭ Кузьминов – главный проводник идей он-лайн образования в России. Его цель – застолбить здесь все участки и убить провинциальные вузы, сделать их просто площадками, которые за деньги покупают у Кузьминова он-лайн курсы по всем темам. Кузьминов всегда был явным или теневым идеологом реформ убийственных для образования и никогда нигде не встретил протеста. А тут – собственные студенты.

2. ВШЭ помешана на инновационных технологиях, особенно – там, где лучше бы ничего не реформировать. Дети, выбравшие этот вуз, прекрасно осведомлены о такой идеологии и всячески ее разделяют. Нужно сильно придавить их, чтобы вызвать протест.

3. Письмо написано на удивление грамотно и логично, но главное - с выраженно консервативных позиций. Причем написано людьми, которые отлично понимают нюансы образования, о которых любители порассуждать о переустройстве идеального сферического мира в вакууме обычно не задумываются.

4. Позиция Минобраза по развивающемуся скандалу во флагманском, нравится он нам или нет, вузе страны отсутствует.

"Дорогие коллеги, мы, нижеподписавшиеся представители НИУ ВШЭ, выдвигаем в качестве инициативы коллективное письмо студентов НИУ ВШЭ администрации и сотрудникам нашего университета в связи с планируемым в следующем году переводом части курсов в онлайн-формат. Цель письма состоит в формулировке и высказывании позиции участников образовательного процесса НИУ ВШЭ относительно поэтапной цифровизации университета. Письмо ориентировано на грядущее будущее, а не на текущую ситуацию, связанную с переходом в дистанционный режим ввиду карантина. С нашей точки зрения, важно, чтобы мнение студентов НИУ ВШЭ в отношении цифровизации университета было озвучено, обосновано и услышано уже сейчас. Это важно потому, что голос имеет значение в любое время, каким бы оно ни было. Если Ваш взгляд на поднимаемую нами проблему согласуется с посылом и содержанием письма, мы просим Вас оставить свою подпись, чтобы преследуемая цель была достигнута. В следующем разделе Вы можете ознакомиться с текстом письма, а также поставить под ним свою подпись.

Уважаемые коллеги!

В связи с публикацией информации о переводе со следующего учебного года части дисциплин в онлайн-формат, мы, студенты НИУ ВШЭ, хотим высказать свое отношение к складывающейся ситуации.

Мы понимаем, что онлайн-формат есть и будет одним из инструментов, необходимых для того, чтобы у каждого была возможность узнать то, что в оффлайн-формате узнать не получается. Однако онлайн-формат — это лишь один из инструментов, который явно не сможет заменить то, что университет дает каждому из нас. Мы также понимаем, что грядущие изменения в сторону цифровизации образования неизбежны, но все же хотим, чтобы университет как целое сохранил себя в сложившемся на протяжении веков виде. Поэтому мы обращаемся к Вам с целью выразить наши надежды на то, что, несмотря на изменчивый характер современности, традиции, на которых эта современность основывается и без которых она непредставима, останутся с нами.

На наш взгляд, проведение занятий в онлайн-формате сопряжено с определенными проблемами, разрешить которые нам представляется затруднительным. Наиболее важными среди них являются следующие:

1. Онлайн-формат не воспроизводит очень важный (не для школы, но для жизни) социальный опыт, который можно получить в стенах университета.
1.1. Образование в университете — это, прежде всего, живая коммуникация между преподавателем и студентом, а также между самими студентами.
1.2. Концепция живого диалога — основной аспект обучения в университете, благодаря которому знание приобретается, переосмысляется и обновляется.
1.3. Живой диалог учит слушать и слышать, а также защищать свои взгляды и интересы. Университет предоставляет возможность получить эти навыки на первых этапах становления человека человеком. А это — фундамент для формирования стабильного общества, способного к критическому мышлению.

2. Онлайн-формат не отражает традиции и ценности, заложенные изначально в идею образования, в идею академии и в идею науки.
2.1. Образование — это не только получение информации и навыков ее адекватного применения, но и особая культура, в рамках которой образуется знание. Осмысленное знание по отношению к информации первично.
2.2. Как и любой другой продукт культурной деятельности, знание требует отдельного места, в котором оно будет сохраняться и приумножаться. Таким местом является академия.
2.3. Классический университет — единственная институция, способная противостоять профанированию образования. Онлайн-изменения утвердят тенденцию к поверхностному, сугубо практико-ориентированному обучению, сводимому к двухгодичной программе на коммерческих платформах наподобие “Coursera”.

3. Онлайн-формат не позволяет качественно и осмысленно осуществлять учебную и научно-исследовательскую деятельность.
3.1. Ослабляется общий уровень стрессоустойчивости в отсутствии возможности реагировать на внешние раздражители.
3.2. Здание университета является одним из важных аспектов разграничения жизни человека на обучение/науку (сферу публичности) и сферу досуга (а также частную жизнь). Отсутствие подобного разграничения оказывается негативным фактором, смешивающим требующее полного погружения в процесс и абстрагирование от всего остального образование с обстановкой частной жизни, которая изобилует отвлекающими факторами. Все это влечет к снижению качества образования и к ухудшению общего качества жизни, главным аспектом которого является наличие границ между публичным и частным, между работой и сферой семьи и досуга.
3.3. Важная проблема онлайн-обучения заключается также и в том, что многие студенты, проживающие в общежитиях, не могут себе позволить закрыться в отдельной комнате на время лекций, семинаров, контрольных работ и экзаменов, поскольку живут в 2-х, 3-х и 4-хместных комнатах. Насколько нам известно, у университета нет ресурсов для того, чтобы обеспечить каждому проживающему в общежитии студенту отдельную комнату для проживания и обучения. В домашних условиях обучение также затруднено по бытовым причинам или по причине отсутствия частного пространства.
3.4. Из общения с преподавателями мы знаем, что школьники и студенты, чье взросление пришлось на интернет-эпоху, по-другому относятся к получаемым знаниям: они не воспринимают учебу с прежним пиететом, поскольку понимают множественность возможных источников получения информации. Люди думают, что могут в любую секунду узнать материал, и в итоге, как правило, не знают ничего. Если же в такой степени опосредовать учебу интернет-ресурсами и, следовательно, обозначить ее заменяемость и условность, то избыточность знания станет для всех очевидной; разумеется, это понимание будет ложным. Нужно помнить, что упрощение доступа к предмету часто приводит к его обесцениванию.

4. Онлайн-формат негативно сказывается на состоянии здоровья всех участников образовательного процесса:
4.1. Необходимость проводить основную часть времени за экраном компьютера пагубно сказывается на здоровье глаз.
4.2. Онлайн-обучение пагубно влияет на слух. Практически на всех онлайн-лекциях и онлайн-семинарах, к сожалению, приходится присутствовать исключительно в наушниках. В противном случае коммуникация в рамках занятия затрудняется, поскольку качество звука без наушников значительно хуже. И после нескольких пар, проведенных в наушниках, к сожалению, уши и голова начинают болеть, так что работоспособность на оставшуюся часть дня значительно снижается.
4.3. Общее психологическое состояние студентов после онлайн-пар оказывается достаточно негативным. Плохое качество звука (гораздо более плохое, чем на живых, очных парах), плохое качество изображения, отсутствие возможности подвигаться между парами приводят к общему ухудшению состояния здоровья. Мы понимаем, что в задачи университета не входит забота о здоровье студентов, но очевидно, что университет не должен создавать дополнительные риски для их здоровья.

Онлайн-формат обучения в университете, безусловно, является шагом вперед на пути к общей популяризации образования в стране и в мире. Однако мы, студенты, на чьих плечах оказалась ноша онлайн-формата в данной чрезвычайной ситуации, смогли непосредственно прочувствовать и осмыслить большое количество минусов, которые влечет за собой данный формат обучения. Мы просим Вас, дорогие и уважаемые коллеги, пересмотреть концепцию цифровизации образования в сторону уменьшения количества онлайн-формата. И мы просим в этом пересмотре учесть мнение нас, студентов. Лишь на основе диалога и дискуссии с учетом позиций всех сторон образовательного процесса будет возможно сохранить университет как академию, как институт, предотвратив тем самым его чрезмерную цифровизацию и компьютеризацию".

http://netreforme.org/news/trudnosti-tsifrovizatsii-k..