"Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых" (Послание к Евреям 10:14)
См. также 1-е послание Коринфянам 1:30-31.
Я очень удивляюсь тому, что в христианской литературе и в проповедях очень редко упоминается стих Евр.10:14 «Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых». Этот стих, как никакой другой (кроме, пожалуй, Ин.3:16), предельно сжато и чётко формулирует самую суть Нового Завета, однако его явно избегают упоминать.
Очевидно, прямой смысл этого стиха просто шокирует, он не укладывается в привычные схемы христианской риторики. Как правило, проповедники призывают христиан к личной святости и к совершенству; но кто будет стремиться к совершенству, если сочтёт себя уже совершенным?
Между тем, этот стих недвусмысленно провозглашает совершенство верующих как уже свершившийся факт.
Автор послания к Евреям употребляет такие слова и фразы, как «одним приношением» (т.е. другие приношения уже не нужны), «навсегда» (т.е. возврата к несовершенству уже не будет), «сделал» (глагол совершенного вида, обозначающий завершённое, доведенное до результата действие) и «совершенными» (т.е. подобными Отцу Небесному – см. Мф.5:48).
Важно отметить, что здесь речь идёт не о формально-юридическом «вменении» человеку какого-либо статуса, а о завершённом действии с фактическим результатом, притом о действии, выполненном не самим человеком, а Иисусом Христом.
К кому же относятся приведённые выше слова? Они относятся к «освящаемым», то есть к тем, кто находится в процессе освящения. Получается, что возрождённые верующие (очевидно, именно они подразумеваются под «освящаемыми»), с одной стороны, ещё находятся под действием освящения (не освящены окончательно), но с другой стороны, они уже являются совершенными и останутся такими навсегда, и всё это – благодаря Христу.
Каким же образом явно несовершенные люди, ещё не освящённые окончательно, уже являются фактически совершенными?
Для меня очевидно, что в стихе Евр.10:14 речь идёт о совершенстве не самого человека, а Иисуса Христа. Если Христос объективно живёт этим человеком, то свойственное Христу будет свойственно и этому человеку, именно этим объясняется совершенство верующего человека. Соответственно, под процессом освящения тогда следует понимать рост Иисуса Христа в человеке.
Думаю, никто не сомневается в совершенстве Иисуса Христа; проблемой является непонимание того факта, что совершенный Иисус Христос объективно живёт несовершенным человеком, отождествился с ним и тем самым сделал Своё совершенство принадлежащим этому человеку. Однако, именно об этом пишет апостол Павел, говоря, что «от Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас … праведностью и освящением» (1Кор.1:30).
Таким образом, уже живя Самим Христом благодаря Его приношению Себя на Кресте, имея Его праведность вследствие этой жизни Им и спасаясь именно Его праведностью, нет никакого смысла стремиться к отдельной «своей собственной» праведности.
Наоборот, есть смысл отказаться от всего «своего» и духовно отождествиться с Ним, ибо «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин.3:30).
Наша праведность – не «своя», ибо вся наша жизнь - Сам Христос.