На ловца и зверь бежит! Сегодня в наше отделение положили «подпольного» попа из Двух Ключей. У него иконные голубые глаза. Узкое лицо. Не лицо – лик. С небольшой бородкой с редкими седыми нитями – как никак шестой десяток пошел.
Среднего роста, узкоплечий, сухощавый. Врачи называют такой тип астеническим. И, правда, Филипп Федоров предрасположен к язвенным болезням.
На впалых щеках, полускрытых бородой щеках, продольные морщины.
Редкий от природы волос со лба и до темечка повытерся от больничных подушек, домашних пуховиков.
И вот что интересно. Есть у них с о. Николаем что-то общее в выражении лица. Восторженно-отрешенный взгляд. Какая-то мягкая упругость в речах.
И самоучка, и прошедший семинарию почти с одинаковой умелостью ведут беседы на религиозные темы. Доводы их просты только на первый взгляд. У них быстрая реакция на вопросы о религии, создается впечатление, что на языке прямо с краю припасены аргументы.
О вере Филиппа я узнал от его односельчанина Лосева, плотномясого, краснолицего бутуза из нашей палаты. Но если бы я и не знал этого, то по облику, по глазам обязательно догадался бы. Есть в искренне верующих нечто такое, что при взгляде на них кажется: этот человек знает что-то, чего не знаем и не можем знать мы.
Записки Евгения Жаплова, 29 августа 1979 года
- Бес толкает, - скажет верующий. Может, он и прав. Меня признание человека в вере в бога сразу толкает на искушение его веры. На проверку.
И не зря. По крайней мере на сегодняшний день не встречал еще ни одного человека, чьи слова о своей вере убедили бы меня безусловно. Все мне кажется, что они корыстны в вере.
Что ими движет? Желание быть исключительным, непохожим, жажда самоутверждения? Или от неприкаянности душевной тянутся к религии, как к утешению? Или еще какую тайную корысть преследуют?
Филипп Александрович в споре со мной высказал сегодня интересную мысль. Оказывается, можно жить всю жизнь со словами веры на губах и не добиться прощения перед богом, и можно быть морально чистым атеистом и попасть в Царствие Божие.
А еще этот разговор меня натолкнул на мысль что, должно быть, наше назойливое, временами грубое внимание к их вере, невежественные попытки отвратить их от бога, только раздражают их и еще больше укрепляют в вере, в сознании, что они страдают, преодолевают искушение.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Психология перестройки. Заметки журналиста, 1989 год
Из-за робости я прозеваю свое счастье. Дневник старшеклассника, 1967 год