Некоторое расследование на тему приличий и заимствований из мужской одежды
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Недавно привелось прочитать пассаж про то, как на рубеже 20-ых и 30-ых годов ХХ века «икона стиля» немецкая актриса Марлен Дитрих облачилась в мужской фрак, чем произвела революцию в моде, так как нарушила все существовавшие в тогдашнем обществе приличия.
Самое удивительное, что прочитай эти слова современник, он был бы немало удивлен. Во-первых, тем, что Марлен Дитрих была «иконой стиля» - в первой половине ХХ века её таковой никто не считал. Кто, зачем и когда это выдумал – объяснять очень долго, для этого потребуется отдельный материал. Во-вторых, предполагаемый современник был бы немало удивлен тем, женский фрак в начале ХХ века был чем-то «революционным». Почему? Да потому что его ношение считалось вполне «приличным» аж с 1864 года!
Нам на выручку приходят архивные бумаги российских модных журналов, которые позволяют пролить свет на этот вопрос. Летом указанного 1864 года один из модных обозревателей отмечал: «В настоящее время модный свет занят женскими фраками; об них идет журналах страшная полемика: некоторые отвергают фасон, перенятый у мужчин, которые вовсе не отличаются красотой костюма, а сторонницы фраков говорят, что современные черные фраки действительно смешны и напоминают птичьи хвосты, но что те фраки, которые хотят усвоить себе женщины , взяты с великолепных кафтанов времен Людовиков, когда их делали из цветного бархата, подбивали атласом, вышивали золотом и убирали дорогими кружевами. В сущности фрак — ни что иное как длинные и широкие фалды, служащие продолжением высокого лифа».
Буквально за пару месяцев этого весьма осторожно было предложено: «Самые модные корсажи платьев делаются с длинными басками назад, вроде мужских платьев; их так и называют: фраками (habit d'homme) и мы оставим за ними это название. Баски эти иногда их делают короткими». Как видим фрак был связан с таким модным элементом женского платья как баска.
Когда разрабатывались новые модели, то учитывалось сложение женщины и девушки. Например, современник делился одни своим наблюдением: «Ещё в моде длинные баски и мужски фраки, но если очень маленькая женщина их наденет, она окончательно погубить свою талию; для таких, корсажи lancier предпочтительнее»
В итоге модницам предлагались готовые наряды, состоявшие из нескольких элементов и предметов одежды: «Жилет полосатый, такой же как передник, застегнут на большие перламутровый пуговицы. Фрак застегнут только на одну такую пуговицу, спереди; к бокам он расходится и оканчивается сзади прямыми полами, углы которых завернуты на лицо и пристегнуты перламутровыми пуговицами (по одной на каждой поле). Такой покрой фрака называется queue de тоruе. На спине, у самой талии, посажены две пуговицы; рукава прямые, почти в обтяжку к руке, начиная с локтя».
Кс лову сказать, перламутровые пуговицы были едва ли не обязательным атрибутом «заимствованного» в 1864 года фрака. Мы могли бы прочитать в одном из модных журналов. «Спереди платье-фрак застегивается тремя перламутровыми застежками, в видь ромбов, а к низу расходится, так что русская рубашка и белый корсаж совершенно видны. Рукавов нет: они заменены эполетками, широкие буфчатые рукава рубашки выходят из отверстия рукава и закрывают руку».
Или вот другой пример описания схожего наряда: «Фрак с воротником Людовик XV , сделанный из красного сукна и обшитый бахромой. Его делают то из белой материи, например, газа шамбери, и гарнируют вышитой гирляндой, кружевом или бахромой. На белых платьях, эти фраки составляют очень щегольское пардессю, вполне соответствующее нарядному туалету. Они застегиваются стальными или перламутровыми пуговицами».
Хотя была у женских фраков и сугубо практическая функция. «Платья для верховой езды делаются обыкновенно с короткими фраками — это самая последняя новость. Нам показывали амазонку темно-зеленого сукна; гладкий корсаж застегнут спереди на продолговатые, зеленые пуговицы; баски четырехугольные, отвернутыe a la mousquetaire.
Шляпа войлочная, с отвернутыми полями, украшена пером; вуаль зеленый. Рукава почти в обтяжку; из-под них видны туго накрахмаленные манжеты; воротничок полотняный, с пунцовым фуляровым галстуком. Хлыст буйволовый с золотым набалдашником; перчатки из оленьей кожи. Сапожки черные кожаные, с кисточками на выемках»
Именно через женские костюмы для верховой езды фрак перекочевал в женскую верхнюю одежду. Приведем один пример: «Верхняя одежда отделывается обыкновенно толстыми шёлковыми тесемками и пуговицами. Аграмант, усеянный стеклярусом, рюш и гипюровые прошивки нашиваются только на бархатные и шёлковые пардессю. Самый модный фасон, как мы уже сказали — пальто с рукавами, которое сзади гораздо длиннее, чем спереди. Фрак делается из бархата и сукна; он спереди закруглен, расширяется с боков и имеет сзади полукруглый вид».
Дружественный нам канал про мрачное кино