Найти тему

Когда приличные барышни впервые смогли надеть фрак

Некоторое расследование на тему приличий и заимствований из мужской одежды

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Недавно привелось прочитать пассаж про то, как на рубеже 20-ых и 30-ых годов ХХ века «икона стиля» немецкая актриса Марлен Дитрих облачилась в мужской фрак, чем произвела революцию в моде, так как нарушила все существовавшие в тогдашнем обществе приличия.

Кадр из фильма "Марокко" (1930)
Кадр из фильма "Марокко" (1930)

Самое удивительное, что прочитай эти слова современник, он был бы немало удивлен. Во-первых, тем, что Марлен Дитрих была «иконой стиля» - в первой половине ХХ века её таковой никто не считал. Кто, зачем и когда это выдумал – объяснять очень долго, для этого потребуется отдельный материал. Во-вторых, предполагаемый современник был бы немало удивлен тем, женский фрак в начале ХХ века был чем-то «революционным». Почему? Да потому что его ношение считалось вполне «приличным» аж с 1864 года!

Кадр из фильма "Марокко" (1930)
Кадр из фильма "Марокко" (1930)

Нам на выручку приходят архивные бумаги российских модных журналов, которые позволяют пролить свет на этот вопрос. Летом указанного 1864 года один из модных обозревателей отмечал: «В настоящее время модный свет занят женскими фраками; об них идет журналах страшная полемика: некоторые отвергают фасон, перенятый у мужчин, которые вовсе не отличаются красотой костюма, а сторонницы фраков говорят, что современные черные фраки действительно смешны и напоминают птичьи хвосты, но что те фраки, которые хотят усвоить себе женщины , взяты с великолепных кафтанов времен Людовиков, когда их делали из цветного бархата, подбивали атласом, вышивали золотом и убирали дорогими кружевами. В сущности фрак — ни что иное как длинные и широкие фалды, служащие продолжением высокого лифа».

Женский фрак образца 1864 года
Женский фрак образца 1864 года

Буквально за пару месяцев этого весьма осторожно было предложено: «Самые модные корсажи платьев делаются с длинными басками назад, вроде мужских платьев; их так и называют: фраками (habit d'homme) и мы оставим за ними это название. Баски эти иногда их делают короткими». Как видим фрак был связан с таким модным элементом женского платья как баска.

Когда разрабатывались новые модели, то учитывалось сложение женщины и девушки. Например, современник делился одни своим наблюдением: «Ещё в моде длинные баски и мужски фраки, но если очень маленькая женщина их наденет, она окончательно погубить свою талию; для таких, корсажи lancier предпочтительнее»

Платье-фрак образца 1864 года
Платье-фрак образца 1864 года

В итоге модницам предлагались готовые наряды, состоявшие из нескольких элементов и предметов одежды: «Жилет полосатый, такой же как передник, застегнут на большие перламутровый пуговицы. Фрак застегнут только на одну такую пуговицу, спереди; к бокам он расходится и оканчивается сзади прямыми полами, углы которых завернуты на лицо и пристегнуты перламутровыми пуговицами (по одной на каждой поле). Такой покрой фрака называется queue de тоruе. На спине, у самой талии, посажены две пуговицы; рукава прямые, почти в обтяжку к руке, начиная с локтя».

Выкройка из 1864 года
Выкройка из 1864 года

Кс лову сказать, перламутровые пуговицы были едва ли не обязательным атрибутом «заимствованного» в 1864 года фрака. Мы могли бы прочитать в одном из модных журналов. «Спереди платье-фрак застегивается тремя перламутровыми застежками, в видь ромбов, а к низу расходится, так что русская рубашка и белый корсаж совершенно видны. Рукавов нет: они заменены эполетками, широкие буфчатые рукава рубашки выходят из отверстия рукава и закрывают руку».

Фантазия на тему женского фрака
Фантазия на тему женского фрака

Или вот другой пример описания схожего наряда: «Фрак с воротником Людовик XV , сделанный из красного сукна и обшитый бахромой. Его делают то из белой материи, например, газа шамбери, и гарнируют вышитой гирляндой, кружевом или бахромой. На белых платьях, эти фраки составляют очень щегольское пардессю, вполне соответствующее нарядному туалету. Они застегиваются стальными или перламутровыми пуговицами».

Современный женский фрак
Современный женский фрак

Хотя была у женских фраков и сугубо практическая функция. «Платья для верховой езды делаются обыкновенно с короткими фраками — это самая последняя новость. Нам показывали амазонку темно-зеленого сукна; гладкий корсаж застегнут спереди на продолговатые, зеленые пуговицы; баски четырехугольные, отвернутыe a la mousquetaire.

Женский фрак в "готическом стиле"
Женский фрак в "готическом стиле"

Шляпа войлочная, с отвернутыми полями, украшена пером; вуаль зеленый. Рукава почти в обтяжку; из-под них видны туго накрахмаленные манжеты; воротничок полотняный, с пунцовым фуляровым галстуком. Хлыст буйволовый с золотым набалдашником; перчатки из оленьей кожи. Сапожки черные кожаные, с кисточками на выемках»

Костюм для верховой езды
Костюм для верховой езды

Именно через женские костюмы для верховой езды фрак перекочевал в женскую верхнюю одежду. Приведем один пример: «Верхняя одежда отделывается обыкновенно толстыми шёлковыми тесемками и пуговицами. Аграмант, усеянный стеклярусом, рюш и гипюровые прошивки нашиваются только на бархатные и шёлковые пардессю. Самый модный фасон, как мы уже сказали — пальто с рукавами, которое сзади гораздо длиннее, чем спереди. Фрак делается из бархата и сукна; он спереди закруглен, расширяется с боков и имеет сзади полукруглый вид».

Дружественный нам канал про мрачное кино