Василь Владимирович Быков – один из самых известных писателей-фронтовиков, чья проза о Великой Отечественной войне разительно отличается от большинства аналогичных произведений, написанных советскими писателями в 1950-80 гг. Повестям и рассказам Василя Быкова присуща суровая и зачастую далеко нелицеприятная правда – не только «окопная», но и касающаяся партизанского движения, оккупации, а также прочих «неудобных» и избегаемых литераторами страницах ВОВ.
Фронтовая и партизанская проза Быкова постоянно вызывала в его адрес шквал нападок, критики и обвинений в дискредитации образа советских солдат и командиров, а также в искажении официально принятой концепции событий Великой Отечественной войны. Несмотря на это, Василь Владимирович стал одним из самых наиболее часто экранизируемых советских и белорусских писателей.
По его произведениям, начиная с 1963 года, было снято советскими, белорусскими, российскими и польскими кинематографистами 27 полнометражных и короткометражных художественных фильмов. В данной публикации, состоящей из трёх частей, будет в хронологическом порядке рассказано о наиболее известных экранизациях военных произведений Василя Быкова.
«Третья ракета» (1963 год; режиссёр – Р. Н. Викторов)
При создании данной киноленты Василь Быков выступил в качестве автора сценария к собственной одноименной повести. В последствии за свой сценарий он вполне заслужено получил специальный диплом кинофестиваля Прибалтийских республик, Белоруссии и Молдавии.
В центре сюжета история расчёта артиллерийского противотанкового орудия, оставшегося отрезанным от своих сил во время внезапного наступления немецких войск. Шестерым артиллеристам – совершенно разным по характерам, складу ума, привычкам и жизненному опыту предстоит не только продержаться до подхода подкрепления, но и стать единым настоящим, слаженным боевым расчётом.
Фильм «Третья ракета» одним из первых познакомил советского зрителя с понятием «окопной правды» и другими реалиями фронтовой жизни, о которых прежде говорить было не только непринято, но и всячески запрещалось и порицалось. Правдивый и достоверный сценарий, хорошая режиссура и операторская работа дополняется добротной и профессиональной игрой актёров – Георгия Жжёнова, Станислава Любшина, Юрия Дубровина и Надежды Семенцовой.
«Альпийская баллада» (1965 год; режиссёр Б. М. Степанов)
И для данной картины, снятой по своей же одноименной повести, сам Василь Быков написал сценарий. В основу сюжета легла история любви белорусского паренька – советского бойца Ивана и итальянской девушки Джулии. Оба они бежали из немецкого концлагеря. Они не понимают языка друг друга, за ними гонятся поисковые отряды эсэсовцев. Беглецы понимают, что их наверняка ожидает скорая гибель, а возможно мучительные истязания и суровая казнь.
Несмотря на своё безысходное и трагическое положение, обреченные узники наслаждаются тремя днями свободы, что предстоит им провести среди живописных высокогорных альпийских пейзажей. Даже недавно пережитые ужасы пребывания в лагерных застенках и горести самой страшной войны не могут помешать настоящим и светлым человеческим чувствам.
Фильм «Альпийская баллада» получил на советских и международных кинофестивалях призы в номинациях лучший художественный фильм, лучшая режиссёрская и операторская работа, а также лучшая женская роль. Успех картины во многом стал возможен отличному актёрскому мастерству Любови Румянцевой и Станислава Любшина, сыгравших главные роли.
«Долгие вёрсты войны» (1975 год; режиссёр – А. Я. Карпов)
Экранизация сразу трёх рассказов Василя Быкова – «Журавлиный крик», «Атака сходу» и «На восходе солнца», каждому из которых посвящена отдельная серия. Как и в предыдущих случаях, автор рассказов выступил в роли сценариста.
Рассказ «Журавлиный крик» повествует о стрелковом взводе, которому выпала задача прикрывать отступление батальона. Весь трагизм положения заключается в том, что во взводе вместо двух десятков бойцов всего шесть человек, и далеко не каждый из них горит желанием выполнить приказ и пасть смертью храбрых.
«Атака сходу» – это повесть о довольно типичной для войны ситуации, когда самая обыкновенная высотка, ранее неприметная, никому не нужная, почти неизвестная и даже не на всех картах обозначенная, становится стратегически важным объектом обороны для одной стороны и оплотом обороны – для другой.
В третьей – заключительной серии «На восходе солнца» герои первых двух эпизодов неожиданно встречаются в начале мая 1945 года. Берлинский гарнизон сложил оружия и остатки его сдались в плен. Вот-вот капитулирует и сама нацистская Германия. Однако по лесам ещё прячутся и скитаются отдельные группы и большие отряды немецких военнослужащих, что не собираются прекращать сопротивление даже в самой безнадёжной ситуации. Именно с такими непримиримыми врагами и предстоит последний бой советским бойцам на пороге долгожданной Победы.
«Волчья стая» (1975 год; режиссёр – Б. М. Степанов)
Экранизация одноименной повести Василя Быкова. Этот драматичный фильм, очень сильно психологически воздействующий на зрителя, и в советские годы крайне редко показывали по телевидению, а теперь «Волчья стая» и вовсе основательно позабыта. Тему партизанского движения в годы ВОВ очень сложно достоверно и реалистично экранизировать, но Борис Степанов с этой непростой задачей справился.
Фильм повествует о том, как несколько партизан пытаются уйти от немецкой погони и пробраться в соседний отряд. Партизаны передвигаются на повозке и их осталось всего четверо, среди которых двое раненых бойцов и беременная радистка, которой вот-вот предстоит рожать. Фашистские каратели, словно стая безжалостных и голодных волков, преследуют по пятам обреченных партизан...
«Дожить до рассвета» (1975 год; режиссеры – М. И. Ершов и Ф. Д. Соколов)
Экранизация одноименной повести Василя Быкова. В основе сюжета один из эпизодов битвы под Москвой в декабре 1941 года. Наспех сформированной боевой группе во главе с лейтенантом Ивановским ставится трудно выполнимая задач – уничтожить немецкий склад боеприпасов, находящийся далеко во вражеском тылу.
Буквально с первых минут боевого выхода группа несёт потери, но всё-таки Ивановский и несколько его бойцов добираются до пункта назначения. Однако выясняется, что склад немцы перенесли в другое место. Лейтенант не хочет возвращаться, не выполнив задание, ради которого погибли его подчиненные. Ивановский, получивший ранение, отдаёт приказ уцелевшим бойцам возвращаться, а сам остаётся, чтобы отомстить за погибших товарищей.
Фильм «Дожить до рассвета» затерялся среди десятка других картин, снятых к 30-летию Великой Победы, он не снискал популярности у зрителей и получил у критиков больше отрицательных отзывов, чем положительных. Единственное в чём были кинокритики единодушны, так это в том, что Александр Михайлов, исполнивший главную роль, сыграл лейтенант Ивановского именно так, как в повести своей изобразил его автор.
Недоволен экранизацией был и сам Василь Быков, выступивший одним из соавторов сценария. Дело в том, что в 1974 году Быков получил Государственную премию СССР за повести две свои повести – «Дожить до рассвета» и «Обелиск». Однако на экране годом позже автор увидел совсем не то повествование, за которое ему вручили высокую награду.
В своей автобиографической книге «Долгая дорога домой» Быков назвал фильм «Дожить до рассвета» неудачным во всех отношениях. По мнению Василя Владимировича крайне негативно на исходное качество киноленты повлияли замена режиссера прямо во время съёмок, а также малый бюджет, ограниченный хронометраж и слабая материально-техническая база картины.
Полностью публикацию «Самые известные экранизации военных произведений Василя Быкова» можно прочесть ЗДЕСЬ:
Часть 1-я
Часть 2-я
Часть 3-я
Все присутствующие в статье изображения символики Вермахта, частей СС, NSDAP, а также прочих военных, идеологических и политических структур нацисткой Германии, а равно цитирование высказываний военно-политических руководителей, самых разных представителей и современников Третьего рейха используются в данной публикации исключительно в историческом контексте и ознакомительных целях, а потому не являются и не могут служить какими-либо аспектами и элементами какой бы то ни было политической пропаганды, идеологии или агитации.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)