В 1980 году, когда к работам по созданию ВАЗ-2108 подключились немцы из Porsche, в Тольятти уже вовсю велась разработка КД на 5-дверную модификацию ВАЗ-2109 и целое семейство двигателей рабочим объемом 1,1; 1,3 и 1,5 л. О масштабах работ можно судить по следующим цифрам. Только за один 1981 год экспериментальным цехом было изготовлено 15 опытных образцов автомобилей (так называемой серии РТ-100), 3 комплекта узлов и деталей для сборки автомобилей серии РТ-200, 7 образцов носителей агрегатов, 98 двигателей, 36 коробок передач и 5 голых кузовов!
Опытный образец РТ-109 (девятый из серии РТ-100) «накрутил» на полигоне фирмы Porsche в ФРГ 12 тысяч километров. Затем прототипы РТ-109, РТ-113 и РТ-115 отправились на ускоренные ресурсные испытания.
На следующий, 1982-й год, опытных «восьмерок» собрали уже 50 штук! Пятьдесят! Это были машины доработанных серий РТ-200 и РТ-300. Сегодня такие объемы уже назвали бы мелкосерийным производством )) Наряду с ними сделали пять первых «девяток», а опытных двигателей собрали аж 180 экземпляров! Несколько единиц «восьмых» моторов в 1982-1983 годах установили в кузова «Жигулей» шестой модели для проведения испытаний: получившаяся модификация получила индекс ВАЗ-21068. По интернетам какой только информации насчет них не гуляет: то про 600 собранных машин, то про 900, отданных в ДОСААФ спортивным командам... Такого их количества, конечно, не было даже близко, что легко проверить хотя бы по объемам выпуска самих моторов 2108. Но это так, к слову.
В 1983 году экспериментальщики совместно с цехом мелких серий сделали еще 98 опытных «переднеприводников» и 208 двигателей к ним. Правда, разброс модификаций тут уже был довольно широкий: появились автомобили в версиях 21083, 21084, 21085, 21086, 21093, 21096 – с моторами разного объема, для внутреннего рынка и экспорта, с левым и правым рулем. Тогда же разработали документацию на вариант для Канады и модификацию с дизелем (на АвтоВАЗе в то время как раз начала развиваться тема создания собственного дизельного производства).
Под занавес 1983 года были успешно завершены государственные приемочные испытания, давшие «зеленый свет» началу производства автомобиля ВАЗ-2108 – этакий прообраз современной системы сертификации.
В 1984 году процесс подготовки серийного производства «восьмерок» вышел на финишную прямую, поэтому экспериментальный цех уже не отвлекали сборкой обычных автомобилей ВАЗ-2108, поручая лишь изготовление новых модификаций семейства (спортивные «восьмерки», «девятки», ВАЗ-21081 с 1100-кубовым мотором и т.д. – всего 13 единиц). Зато под конец года с конвейера автозавода сошли первые 55 товарных автомобилей ВАЗ-2108: именно с них и принято вести отсчет серийному выпуску «переднеприводников» на АвтоВАЗе.