Для начала следует определиться: что необходимо в земледелии сберегать и действительно ли это надо делать. Не надумана ли эта кампания эстетствующими экологами, экономистами-занудами и агрессивными «зелёными». Может быть самим земледельцам и сберегать ничего не надо. Их всё устраивает. Короче, надо с этим разобраться и желательно системно, то есть используя «системный подход», который был очень модным в семидесятые годы прошлого века, а нынче незаслуженно «позабыт-позаброшен».
Системный подход предполагает, во-первых, наличие чётко сформулированной цели. Во-вторых, – указание необходимых ресурсов. В-третьих, – перечень принятых ограничений. Цель земледелия, например, для зернового производства России можно сформулировать так: ежегодно производить 145 миллионов тонн зерна (именно столько требуется России ежегодно, согласно нормативу ФАО – продовольственной и сельскохозяйственной организации при ООН) и складировать его для временного хранения. Для достижения сформулированной цели требуются ресурсы: земля, воздушная естественная среда, солнечный свет, методы, семена, вода, минеральные удобрения, пестициды, технические устройства и сооружения, энергия, живой труд людей и время. Принятые ограничения: труд людей должен регламентироваться законами Российской Федерации, а погодные условия должны обеспечивать 300 мм дождевых осадков в год. Нашу систему образно можно представить в виде «чёрного ящика» со входом и выходом. На вход этой системы подаём цель и ресурсы, внутри «чёрного ящика», имеющего какую-то структуру, происходят процессы взаимодействия наших ресурсов, а на выходе в «закромах Родины» имеем конечный целевой продукт – 145 млн. тонн зерна.
Используя официальные и неофициальные статистические данные, определим, хотя бы приблизительно, количество ресурсов, которое потребовалось бы для производства 145 миллионов тонн зерна в России в год, при использовании существующего тракторного земледелия, применяющего тракторы, комбайны, автомобили, прицепные агрегаты и зернохранилища. Итак, земли потребуется 64,2 млн. гектаров (средняя урожайность зерна в России в 2013 году составила 2,26 т/га – данные Минсельхоза, в 2019 году – 2,69 т/га). Воздушной среды потребуется ровно столько, сколько находится над площадью земли в 64,2 млн. гектаров. Солнечного света (солнечной энергии) за 240 дней вегетационного развития растений потребуется примерно 932 трлн. МДж (к растениям на одном квадратном метре солнечной энергии доходит в час примерно 0,5 МДж). Применяемый метод – тракторное земледелие при нулевой технологии. Используется 9,6 млн. тонн семян (средняя норма высева 0,15 т/га). Используется 145 млрд. куб. метров дождевой воды (искусственное орошение в зерновом производстве России, как правило, не используется). Применяется 10,6 млрд. тонн минеральных удобрений (при норме внесения 73 кг на одну тонну выращенного зерна) и 288 тысяч тонн пестицидов (при нулевой технологии норма внесения 4,5 кг/га). Использовано основных технических устройств: 640 тысяч тракторов (при норме 10 тракторов на 1000 га), 640 тысяч универсальных сеялок для нулевой технологии (при норме одна сеялка на один трактор), 320 тысяч зерноуборочных комбайнов (при норме 5 комбайнов на 1000 га) и 320 тысяч зерновозов (при норме 5 зерновозов на 1000 га). Использовано сооружений для хранения 145 миллионов тонн зерна: 500 больших элеваторов (на 170 тыс. тонн зерна каждый), 5000 малых элеваторов или силосов (на 10 тыс. тонн зерна каждый) и 3333 зерноскладов (на 3 тыс. тонн зерна каждый). Общая стоимость указанных устройств и сооружений равна приблизительно 5120 млрд. рублей. Затрачено химической энергии моторного топлива 11582 млн. МДж (для двигателей тракторов, комбайнов и автомобилей) и 28 млн. МДж электрической энергии (для работы механизмов и освещения элеваторов и зерноскладов). Живой труд представлен ежедневной 8-часовой работой 1042000 постоянных работников (механизаторы, агрономы, администраторы, бухгалтеры, работники элеваторов и зерноскладов). Время, как ресурс, представлено одним календарным годом – 365 сутками (на вегетационное развитие растений приходится 240 световых дней).
Аналогичные расчёты произведём для, так называемого, «заводского земледелия» на основе АМАК-систем, в случае производства такого же количества зерна – 145 миллионов тонн в год (с АМАК-системой можно ознакомиться в Интернете на сайте www.amak-sistema.ru). Земли потребуется 14,5 млн. гектаров (урожайность зерна, например, пшеницы равна 10 т/га). Воздушной естественной среды – ровно столько, сколько находится над 14,5 миллионами гектаров активного угодья. Солнечной энергии за 240 дней потребуется примерно 210,5 трлн. МДж. Используемый метод – заводское земледелие на основе АМАК-систем с применением нулевой технологии. Используется 9,6 млн. тонн семян (средняя норма высева 0,15 т/га). Используется 100 млрд. куб. метров воды – для искусственного орошения, и 45 млрд. куб. метров — дождевой воды (на одну тонну выращенного зерна расходуется 1000 куб. метров воды). Используется 10,6 млн. тонн минеральных удобрений (при норме внесения 73 кг на одну тонну выращенного зерна). Пестициды не используются (применяются электромагнитные, ультразвуковые, лазерные и иные методы и устройства борьбы с сорняками и вредителями растений). Использовано технических средств и сооружений: 14,5 тысяч АМАК-систем общей стоимостью приблизительно 145000 млрд. рублей. Затрачено электрической энергии 34 млрд. МДж. Результаты вышеприведённых расчётов сведены в Таблицу 1.
Проанализируем данные таблицы 1 с точки зрения сбережения ресурсов при производстве 145 млн. тонн зерна в год. При использовании заводской системы земледелия можно сберечь 49,7 млн. га земли. Для России это важный фактор? Если сегодня 40 млн. га пахотных земель пустует, то добавлять к ним ещё 49,7 млн. га смысла нет. Можно этот ресурс и не сберегать. Пусть сберегают Люксембург и Швейцария – там это актуально.
Можно сберечь 721,5 трлн. МДж солнечной энергии и использовать её, например, для производства электроэнергии с помощью солнечных батарей. Актуально это для сегодняшней России? Думаю, что не актуально. Во-первых, стоимость солнечных батарей всё ещё велика, а во-вторых, нефти, газа, угля и гидроресурсов в стране столько, что солнечные батареи, как конкуренты типовым электростанциям, серьёзно не воспринимаются. Пусть работают пока в космосе. Там без них не обойтись.
В тракторном земледелии (что сегодня мы и имеем) можно сберечь 100 млрд. куб. метров воды, не применяя искусственного орошения. Но за это придётся расплатиться низкой урожайностью зерновых – всего 2,26 т/га (2013 г.) или 2,69 т/га (2019 г.). В заводской системе земледелия эту воду не сберегают, а используют для орошения, получая урожай зерновых в 10 т/га (на Черкасшине при орошении получают по 13,18 т/га, а в Новой Зеландии – по 16,2 т/га).
Применив заводское земледелие, сберегаем 289 тыс. тонн пестицидов. Это значит, что их вообще можно не производить, не загружать химическую промышленность и не травить животных и птиц на зерновых полях России. «Зелёные» такому сбережению будут рады, а вместе с ними – рады будем и мы все.
Указанных в таблице 1 огромных денег на зерновое производство в России никогда не тратили и вряд ли тратить будут. Но именно таких денег требует тракторное земледелие, если всё сделать по уму и как надо. Это значит, что в тракторной системе земледелия все 145 млн. тонн зерна должны сразу же вывозиться в элеваторы, силосы и зерносклады, а не ссыпаться в кучи на поля или в неприспособленные сооружения типа навесов . Если учесть, что современный механизированный и автоматизированный элеватор на 170 тыс. тонн зерна стоит примерно 500 млн. рублей, то станет ясно откуда в таблице 1 взялась цифра в 5120 млрд. рублей. Одна АМАК-система при серийном производстве будет стоит приблизительно 10 млрд. рублей (это же завод, а не большой трактор). Не используя заводское земледелие в зерновом производстве мы сберегаем огромные финансовые ресурсы – 139880 млрд. рублей. Но это плата за то, что земледелие в зерновом производстве остаётся не электрифицированным, не автоматизированным, не комфортным для живого труда, а следовательно и не престижным для молодёжи.
Можно сберечь 22,4 млрд. МДж энергии, если не использовать искусственного орошения и довольствоваться 300 мм дождевых осадков в год. Но тогда и будем получать по 2,3 т/га зерновых. При бескрайних российских просторах наших земледельцев и чиновников, похоже, это устраивает. И дальше будем сберегать энергию и воду на орошение и терять по 7,7 т/га ежегодно. Надеяться на «дождичек в четверг». Но дождичка может не быть не только в четверг, но и круглый год. Тогда засыпать в «закрома Родины» будет нечего вообще.
Применив заводское земледелие вместо тракторного, можно сберечь живой труд 969500 работников. А нам это надо? Сегодня они худо-бедно при деле, а будучи свободными – что делать? Можно, конечно, им переквалифицироваться и заниматься строительством АМАК-систем, их эксплуатацией и ремонтом, конструированием новых навесных агрегатов и научными исследованиями. Но это только в том случае, если всё делать по уму. А мы это сможем? Но есть и красивый аспект сбережения живого труда – в зерновом производстве производительность живого труда повысится в 14,4 раза! При этом труд новых земледельцев будет высокоинтеллектуальным, красивым и комфортным. В заводском земледелии будут работать инженеры-операторы и инженеры-агрономы с новыми знаниями и новыми мозгами. Хотелось бы, чтобы все они были русскоговорящими. Ferstehen Sie?
Ю. Жуков – автор АМАК-системы